четверг, 7 ноября 2013 г.

Описание убеждений (по Р. Дилтсу)



Есть старая история о пациенте, с которым работал психиатр. Пациент не ел и не занимался собой, утверждая, что он труп. Психиатр провел много часов, споря с пациентом и пытаясь убедить его, что он не труп. Наконец, психиатр спросил пациента, может ли из трупа идти кровь.
Пациент ответил «Конечно не может, все функции тела у трупа остановились». Психиатр затем убедил пациента провести эксперимент. Психиатр уколет осторожно пациента булавкой, и они посмотрят, идет ли кровь. Пациент согласился, В конце концов, он же был трупом.
Психиатр осторожно уколол кожу пациента иглой, и, естественно, пошла кровь. Пациент посмотрел на нее в шоке и с удивлением сказал: «Черт меня побери… у трупов тоже идет кровь!»

Наши убеждения – мощная сила в нашем поведении. Известная мудрость говорит, что если кто-то верит в то, что может сделать нечто, то он это сделает. А если верит, что что-то невозможно, то никакие усилия не убедят его в возможности этого. К несчастью, многие больные раком или сердечными заболеваниями предъявляют своим докторам ровно такие же убеждения, как приведенное в истории выше.
Убеждения типа : «Слишком поздно», «Все равно я ничего не могу сделать», «Я – жертва, мой час настал..» могут часто ограничить ресурсы пациента. Наши убеждения о себе и о том, что возможно в этом мире вокруг нас, сильно влияют на нашу повседневную эффективность.

Мы все имеем убеждения, которые могут служить нашими ресурсами, а могут и ограничивать нас. Сила убеждений была продемонстрирована в одном весьма оригинальном исследовании, в ходе которого группа детей с уровнем умственного развития, аттестованным как средний, была совершенно произвольным образом разделена на две равные подгруппы. Одна из них была передана одному учителю как группа "одаренных" детей. Вторая — другому учителю, но уже как группа "отстающих". Год спустя обе подгруппы были вновь аттестованы на уровень умственного развития. И вовсе не удивительно, что большинство детей, произвольно записанных в "одаренные", получили гораздо более высокий балл, чем на предыдущей аттестации, в то время как большинство тех, кого определили в "отстающие", показали значительно более низкий результат! Убеждения учителей относительно способностей своих учеников повлияли на обучаемость последних.

В другом исследовании 100 «переживших» заболевание раком (пациенты, которые смогли остановить симптомы на протяжение 10 лет) были проинтервьюированы на тему того, что же они сделали, чтобы добиться успеха. Интервью показали, что ни один метод лечения не был более эффективным, чем остальные. Некоторые пациенты получали стандартные процедуры химиотерапии и облучения, другие использовали подход измененного питания, третья обратились к спиритуализму, четверные сконцентрировались на психотерапии, а пятые не делали ничего. Единственная вещь, которая была свойственна всем представителям группы, заключалась в убеждении, что метод, используемый ими, сработает.

Определенно, эти примеры показывают, что наши убеждения могут формировать, влиять на или даже определять степень интеллекта, здоровья, взаимоотношений, креативности, даже степень нашего счастья и личного успеха. Хотя, если, действительно наши убеждения есть такая мощная сила в нашей жизни, как мы можем контролировать их так, чтобы они не контролировали нас?
Многие из наших убеждений были инсталлированы в нас в детстве родителями, учителями, социальными службами и средствами массовой информации, до того как мы осознали их влияние и смогли сделать свой выбор на их счет. Возможно ли реструктурировать, забыть или изменить старые убеждения, которые могут нас ограничивать, и импринтировать новые убеждения, которые бы расширили наш потенциал за пределы воображения? Если да, то каким образом?
Если вам понравился материал, расскажите о нем друзьям:

0 коммент.:

Отправить комментарий