вторник, 16 июня 2015 г.

Защита от критики



Обидные слова подстерегают нас ежедневно — часто когда мы меньше всего к этому готовы, и критические выпады настолько разнообразны, что не поддаются классификации. 

Особенно «хороши» завуалированные оскорбления, которые называют «конструктивной критикой», хотя они не имеют к ней никакого отношения. Их легко узнать по сопровождающим фразам, таким как «надеюсь, я могу говорить с тобой откровенно» или «я говорю это вам для вашей же пользы». Получается, что вы должны чуть ли не восхититься чистосердечием критикующего и оценить его заботу, в то время как вы с трудом приходите в себя после удара поддых. 

Защищаясь от оскорблений, легко оказаться в порочном круге. Как же быть, когда вас крититикуют? 

1. Постарайтесь понять. Тот, кто критикует других, часто сам переполнен обидой. Если вы не можете понять, что на самом деле беспокоит оскорбившего вас человека, спросите его об этом. Помните: обида не всегда предназначена лично вам. 

2. Проанализируйте сказанное. В своей книге «Тонкое искусство словесной самозащиты» Сюзетт Хейден Элджин предлагает разложить обидевшее вас замечание на части и отвечать на невысказанный упрек, не строя из себя жертву. Например, услышав «если бы ты меня любила, ты бы вела себя иначе», можно ответить так: «и давно ты решил, что я тебя не люблю?» 

3. Повернитесь лицом к обидчику. Противостоять оскорблениям непросто. Помогает, в частности, прямота. Снимите отрицательный заряд, например, таким вопросом: «Вам зачем-то нужно меня обидеть?» Можно также попросить человека разъяснить смысл замечания: «Что вы имеете в виду?» или «Я хочу проверить, правильно ли я вас понял?» 

4. Прибегните к юмору. Моей приятельнице как-то пришлось услышать: «У тебя новая юбка? По-моему, такой тканью обивают стулья». Она не растерялась и ответила: «Что ж, присаживайся ко мне на колени». 

5. Придумайте условный знак. Одна женщина рассказала мне, что муж критиковал ее непременно на людях, не желая ее обидеть, сам того не замечая. Они договорились с мужем, что она будет давать знак, когда ему стоит помолчать. Условным знаком она сделала пудреницу: когда муж забывался, она доставала пудреницу, открывала и смотрелась в зеркальце. Это и был знак, что стоит помолчать. 

6. Не возражайте, соглашайтесь. Если вам говорит: «Мне кажется, ты поправился килограммов на десять», попробуйте ответить: «На двенадцать, если быть точным». Если оппонент не отступает: «Ну и что ты будешь делать с лишним весом?» — попробуйте так: «Да ничего, наверное. Просто побуду какое-то время толстяком». Обидное замечание сильно настолько, насколько вы сами наделяете его силой. Соглашаясь с критикой, вы обезоруживаете критикующего. 

7. Игнорируйте. Выслушайте замечание, скажите себе, что оно не по адресу, и забудьте. Умение прощать — одна из важнейших способностей, которая помогает нам жить и которую мы можем в себе развивать. 

8. Прибавьте 10 процентов. Вам никогда не удастся полностью оградить себя от обидных реплик. Так что защищайтесь, когда считаете это необходимым, но подумайте также над «правилом 10 процентов»: 

— в 10 процентах случаев оказывается, что купленная вами вещь в другом месте стоит дешевле. 
— в 10 процентах случаев вещь, которую вы кому-то одолжили, возвращается к вам поврежденной. 
— в 10 процентах случаев даже ваш лучший друг может сказать что-то не подумав и потом пожалеть о сказанном. 

Обычно легче всего предположить, что люди стараются поступать как можно лучше, и многие просто не осознают, как их поведение сказывается на других. 

Постоянно держать оборону, доказывать свою правоту и контролировать ситуацию — слишком дорого обходится. Когда какой-то человек оскорбил Будду, тот сказал: «если кто-либо откажется принять подарок, кому он тогда принадлежит?» «Тому, кто дарит», — ответил этот человек. — Так вот, — продолжал Будда, — я отказываюсь принять твои оскорбительные слова.

Jenniffer James
Если вам понравился материал, расскажите о нем друзьям:

0 коммент.:

Отправить комментарий