пятница, 17 июля 2015 г.

Поколение эпохи развлечений



«Ей бы только развлекаться», – со вздохом говорит бабушка о внучке-подростке, проводящей все свободное время у телевизора или общаясь по Интернету с друзьями. «У него одни игры на уме», – сокрушенно вздыхает мамa первоклассника Миши, счастливого обладателя новенькой игровой приставки. Дети развлекаются, взрослые негодуют. Знакомые истории, не правда ли? Почему современные дети сделали выбор в пользу развлечений, кто в этом виноват и так ли все плохо?

Сегодня много разговоров о том, что современные дети хотят одних развлечений, однако прежде, чем начать разбираться, почему так происходит, психолог Ольга Коновалова предлагает определиться с понятиями. В словаре «развлечение» истолковывается как «активная деятельность, в ходе которой человек получает удовольствие». Получается, что развлечение – это хорошо. «С психологической точки зрения в этом нет ничего плохого: мы испытываем удовольствие и радость, когда мы удовлетворяем свои потребности, – размышляет Коновалова. – Удовольствие возникает как результат деятельности, которая у нас получается, это дает внутреннее ощущение того, что жизнь прекрасна и я что-то в ней могу. Кроме того, мы в этот момент отдыхаем и набираемся энергии».

Кто-то считает тягу детей к играм и развлечениям нормальной («Он же еще ребенок»), другие, наоборот, бьют тревогу. Действительно ли современные дети главной ценностью считают развлечение?

ДИТЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЭРЫ

Дети, будучи большими консерваторами во многом, в отношении современных технологий традиционно опережают взрослых. Уже никого не удивляет годовалый ребенок с планшетником или малыши, погремушкам предпочитающие родительский мобильный телефон. Безусловно, знание технологий нужно, но при всем огромном багаже знаний Интернет таит для маленьких взрослых серьезные опасности, в том числе и для гармоничного развития человека.

Американский психолог Карл Пикхардт напоминает о таком понятии цифрового века, как блуждающее внимание. На детей обрушивается огромный поток информации в виде быстро сменяющих друг друга картинок, громких звуков и прочих факторов, которые прекрасно удовлетворяют нетерпеливую натуру ребенка. Не получая такого рода развлечения, дети начинают скучать, испытывают чувство потерянности, не знают, чем себя занять.

Другая проблема, о которой сегодня говорят не только психологи и педагоги, но и ИТ-специалисты, – это доступность информации. Компьютер ребенок начинает воспринимать как средство развлечения и общения со сверстниками и в итоге становится потребителем информации, что препятствует развитию аналитических способностей. Вместо того, чтобы самим формировать свой собственный активный опыт, дети попадают в зависимость от предоставляемого им готового продукта в электронной форме. В качестве решения этой проблемы глава Microsoft в России Николай Прянишников в своем блоге советует родителям сделать компьютер инструментом детского творчества: фотография, рисование, моделирование, развивающие игры и даже основы программирования помогут ребенку из пассивного наблюдателя стать создателем контента и в то же время могут быть формой интеллектуального развлечения.

Психолог Наталья Селиверстова видит в детском стремлении к цифровым развлечениям социальный фактор: «Дети очень часто рассказывают друг другу о новинках, потому что если “ты не в теме”, с тобой не будут дружить, тебя будут считать “белой вороной”. Если ребенок не может соответствовать, у него появляется неуверенность. Особенно это характерно для подростков, ведь в этом возрасте общение со сверстниками становится ведущей деятельностью».

Тяга к развлечениям закладывается в возрасте трех – четырех лет, когда родители начинают активно допускать детей к компьютеру: кто-то делает это с целью развития, для других же взрослых компьютер и видеоигры служат удобным способом занять ребенка, чтобы он был «при деле» и не мешал. К сожалению, если увлечение играми перерастет в зависимость, справиться с ней будет очень сложно.

МАМА ДЛЯ МАМОНТЕНКА

Почему современные дети хотят только зрелищ и ради них даже забывают о хлебе? Виновата в этом не только эра высоких технологий, но и сами родители. Неучастие взрослых в досуге ребенка является очень большой проблемой. Психолог Ольга Коновалова замечает, что часто родители прерывают связь между собой и ребенком, ставя между собой и им компьютер или телевизор.

Действительно, занятым взрослым намного проще и удобнее усадить ребенка перед компьютером и заниматься своими делами. Многие мамы и папы не видят в этом ничего плохого: ну мы же позаботились о нем, купили ему его любимые видеоигры и мультики, что еще нужно? Ребенку в первую очередь нужно внимание и присутствие родителей. Ему мало просто быть сторонним наблюдателем, ему важно почувствовать свою сопричастность к жизни семьи, иначе он начинает ощущать себя исключенным из закрытого сообщества и ему ничего не остается, кроме пассивной позиции. Такой внутрисемейный остракизм очень опасен и может привести к серьезным психологическим проблемам уже во взрослом возрасте.

Гораздо полезнее посмотреть один фильм или мультик всей семьей, а потом обсудить его, чем оставить ребенка одного перед включенным телевизором на целый день. «Вся деятельность ребенка должна проходить со взрослым. Ребенок от природы имеет пытливый ум, активность, желание сотрудничать», – напоминает родителям Ольга Коновалова.

Подростки предпочитают развлечения, потому что они не знают ничего другого, им так удобнее или так они демонстрируют свой протест. В нередких случаях причины лени и инфантилизма ребенка кроются в проблемах в семье, отсутствии эмоционального контакта с родителями, неуверенности, страхах, тревогах. «Когда ребенок говорит: “Мне скучно”, скорее всего он пытается сказать: “Я чувствую себя несчастным, я не знаю, как мне справиться с этим чувством, мне плохо”, – поясняет Наталья Селиверстова. – В такой ситуации он заслуживает помощи и уважения взрослых. Родители, в первую очередь своим примером, могут показывать ребенку активную жизненную позицию – ходить, гулять, посещать, ездить, проводить время вместе с детьми, чтобы ребенок понял, что есть много интересного за пределами игр и развлечений».

ЖИЗНЬ В ИГРЕ

Другой фактор, который закладывает в детях тягу к развлечениям, – это позиция родителей по отношению к домашним делам. Чаще всего взрослые или просто принуждают подростков выполнять нелюбимую работу (убрать в своей комнате, помыть посуду, вынести мусор и так далее) и тем самым провоцируют детей на протест, или специально ограждают детей от всего («Еще наработаешься»). Создавая детям тепличные условия и беззаботную жизнь, родители сами переносят акцент с деятельности на отдых, развлечения и удовольствия.

Упор на развлечения, заданный родителями в раннем возрасте, строит в сознании маленького человека особую систему координат, где его основной работой является потребление развлекательных элементов. В подростковом возрасте, когда мультики и походы в зоопарк уже не интересны, тинейджер оказывается на распутье: с одной стороны, он привык развлекаться, а с другой – он уже не знает как, а родители, указывая на его возраст, требуют совершенно другого поведения, которое не было заложено изначально.

Так что же делать взрослым? Отбирать у детей любимые игрушки, насильно выключать телевизор и отрубать Интернет? Это тоже не выход, считают психологи. «До семи лет ребенок должен играть, ведь это его основная деятельность, внутри которой он развивается», – напоминает Ольга Коновалова. Игровой момент важен и для младших школьников, которые таким образом проигрывают свои эмоциональные переживания и снимают напряжение от нового вида деятельности – учебы.

Игра раскрывает креативное мышление ребенка, но в один прекрасный момент взрослые обнаруживают подростка, который не интересуется жизнью семьи, не делает домашнее задание, не очень-то стремится поддерживать личную гигиену и порядок в своей комнате и в качестве причины такого поведения называет не лень, а скуку.

Отторжение и нежелание что-то делать появляется у ребенка тогда, когда он не видит в этом интереса и когда у него какое-то действие не получается. Если родители не научили ребенка убирать свои вещи, без напоминания чистить зубы, помогать по хозяйству, то не стоит удивляться, почему, достигнув подросткового возраста, человек активно сопротивляется этому.

ВЕЧНЫЕ ДЕТИ

Другая сторона стремления подростков к постоянным развлечениям – так называемый синдром Питера Пэна, или инфантилизм. Виновата в этом не только современная поп-культура, но и родители. Часто они сами не дают ребенку взрослеть.

Наверняка среди ваших знакомых найдется семья, состоящая из активной матери и взрослого, но до сих пор инфантильного сына. Несмотря на академические успехи, молодой человек (а иногда и мужчина средних лет) продолжает жить с мамой, друзей у него очень мало, отношения с противоположным полом не складываются. Даже в тридцать – сорок лет он остается маленьким мальчиком, и многих матерей при всех их жалобах («Ну когда же мой Ваня женится?») такое положение дел устраивает. Нередко это матери-одиночки, семья которых ограничивается единственным ребенком.

Не обрывая пуповину, женщины таким образом сохраняют кажущуюся стабильность в семье, которой им не удалось установить с партнером. В итоге дети (часто это именно мальчики) застревают в детском возрасте и не развивают качества, необходимые для взрослой и независимой жизни. Мама продолжает выполнять все функции, а взрослому ребенку остается только одно – развлекаться.

КАК БЫТЬ

Хотя соблюсти баланс между развлечениями и учебой непросто, это не означает, что детям нужно полностью отказывать в играх и удовольствиях. Психолог Наталья Селиверстова рассказывает, что к ней нередко обращаются родители неуверенных в себе детей, которые как раз были лишены развлечений. У таких детей очень низкая самооценка, даже случаются неврозы, проблемы в школе.

Развлекать детей и развлекаться с ними необходимо, однако современным родителям не помешает напомнить старую мудрость: «Делу время, потехе – час». Вместе с ребенком установите распорядок дня: во сколько подъем, сколько времени отводится на игру, сколько на занятия, во сколько прием пищи, прогулка. Договоритесь с ним о правилах, определите его обязанности. Если ребенок маленький, их должно быть совсем немного и они должны быть простыми, например после игры убрать в ящик игрушки. Главное правило – договариваться нужно перед игрой и развлечениями, а не в процессе, строго соблюдать договоренность и не идти на поводу у ребенка.

Существует и другая крайность. Бывает, что родители, боясь, что ребенок вырастет ленивым или попадет в плохую компанию, нагружают его всевозможными дополнительными занятиями, чтобы у него не было свободного времени. Однако это не панацея: маленькому человеку нужен отдых, иначе у него пропадает интерес к любым занятиям. Хорошо, если ребенок занимается спортом: это и развитие, и отличная форма отдыха, особенно полезная в наше время, когда сидячий образ жизни стал нормой и для детей. Важно, чтобы вид спорта был выбран вместе с ребенком, а не навязан ему.

СЕМЕЙНОЕ СО ТВОРЧЕСТВО

Ребенок до определенного возраста находится в зависимости от выбора родителей, а не все взрослые могут похвастаться богатой фантазией. Вспомните забавы из детства – подушечные бои перед сном, прятки на даче, догонялки по квартире. Ваши компьютеризированные дети тоже будут от них в восторге. Такая форма развлечения эмоционально раскрепощает, дает мощный заряд энергии и помогает построению гармоничных отношений.

Список веселых и полезных занятий, которыми вы можете заниматься вместе с ребенком, огромен – вы можете выбрать то, что подходит именно вашей семье: настольные игры, домашние спектакли, спорт и т. д. Начинать нужно как можно раньше – тогда вы будете уверены, что ваш подросток вырастет разносторонним человеком, для которого весь интерес не заключается в компьютере или музыке эпатажной рок-группы.

В глубине души ребенок хочет не развлечений – он хочет быть счастливым, а для него это означает быть любимым и понятым своими родителями. Дети, которым этого не хватает, пытаются игрой и развлечениями сублимировать недополученную родительскую любовь и внимание. Как бы заняты вы ни были, всегда старайтесь найти время для ребенка. Важна и атмосфера в семье: если ребенок почувствует, что в семье что-то не так, он будет искать необходимые ему эмоции в развлечениях.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Анна Иотко, 
психолог
РАДОСТЬ В ЧИСТОМ ВИДЕ
Развлечение априори редко бывает умным, на то оно и развлечение, тем более детское. Дети – это эгоисты, в силу малых лет, а детство – радость в чистом виде. Научитесь радости! Постарайтесь узнать, что именно нравится вашему ребенку в конкретном развлечении, вспомните, как вам в детстве хотелось поддержки, а не нравоучений, как хотелось похвалы. И пускай ваша дочь наденет юбку «пошлого розового цвета с безумной розой справа» – разделите с ней эту радость, наслаждайтесь ее глазами в это время, а не объясняйте, что юбка ей не идет…
«Неразделение» детских устремлений, желаний ведет к потере авторитета. Это плачевно сказывается как на отношениях родителей и детей, так и на позиции ребенка в обществе в будущем.
Я считаю, что главная обязанность родителя – дать ребенку опыт счастья, чтобы потом, во взрослой жизни, у него был ориентир. Дети, не получившие этот опыт, называют счастьем все что ни попадя, что приводит к плачевным результатам.

Источник: Журнал "Наша психология"
Если вам понравился материал, расскажите о нем друзьям:

0 коммент.:

Отправить комментарий