среда, 31 августа 2016 г.

Как распознать скрытые манипуляции в отношениях


Любое созависимое поведение сводится к одному простому вопросу - это вопрос личностных границ человека. То, как нас научили их чувствовать и распознавать, определяет нашу дальнейшую жизнь, и то, как мы строим отношения.

Если в нашей семье границы личности всячески нарушались - и открыто, и скрыто, мы будем также вести себя в любых других отношениях. Ведь другого примера у нас не было.

Я хочу поговорить о процессах в отношениях, которые могут быть скрыты и мало распознаваемы, но которые в совокупности очень влияют на то, как мы чувствуем себя, приближаясь к другому.

Если физическое насилие, грубость, хамство, открытую конфликтность видно за версту (и тут все понятно: в отношениях какой-то кризис, гнойник, с ним важно что-то делать), то есть манипуляции, которых не видно, и от этого мы можем страдать гораздо больше.

Речь идет о созависимых отношениях, которые предполагают в своей базе отношения двух очень ранимых и незрелых личностей, которые смогут выживать только в сцепке друг с другом.

Если речь идет о личности здоровой, целостной (насколько это возможно для человека, ведь все мы имеем свои ранения), то такая личность будет чувствительной к любому взлому границ - и яркому, видимому, и нелегальному - скрытому.

Итак, те способы, которыми мы можем манипулировать друг другом, если плохо чувствуем себя и свои границы:

1. Когда другому плохо - нужно срочно ему помочь

Вы можете стремиться делать это сами или чувствовать, что с вами так обращаются другие. И если в этот момент вы как-то эмоционально уязвимы, не в ресурсе и нуждаетесь в поддержке - такого рода интервенции могут очень порадовать. Да-да. Ведь так приятно кому-нибудь облегчить страдания или наоборот - быть тем, кому их облегчают. Причем, без просьбы или обращения, а так - само собой, как волшебство!

Впрочем, здесь есть ловушка.

Тот, кто помогает, начинает чувствовать безраздельную власть над тем, кому помогает. По закону дополнения - тот, кому помогают, начинает чувствовать глубокую признательность и, своего рода, ощущение, что находится в плену. Хотя и сладком плену...

Естественно, никто из этой парочки не проясняет, что именно нужно другому, хочет ли этот другой того-то или того-то. Все просто делается, без прояснения. Но неизбежно (да, это неизбежно!) через какое-то время появляется некоторая тяжесть - и у одного, и у второго. Первому партнер надоедает (нужно все время контролировать, чтобы с другим было все хорошо, а это очень обременительно), второму - страшно и даже ужасно (ведь его могут в любой момент бросить, не выдержать и отдалиться, оставив наедине с собой. А ведь он уже успел так привыкнуть!).

Если у людей нарушена чувствительность, они не смогут распознать эти аспекты и вовремя заметить собственные границы и ответственность. За свою жизнь - в первую очередь. И оставить ответственность за жизнь партнера ему самому.

Как не попасться на эту ловушку

Здесь самый действенный способ - это ваши ощущения. Все, что только можете распознать - хоть головная боль, хоть чувство, что «что-то не так», хоть просто легкое одурманивание в голове. Иногда - резкое желание выпить, покурить или поесть (когда, в общем-то, сыт). Обычно у людей с созависимыми паттернами чувства притуплены, они слабо их распознают.

Поэтому, следует ориентироваться на телесные ощущения. Если вы обнаружили затяжную растерянность (или что «что-то не так») - сразу приостановитесь во всех процессах. Не принимайте помощь, и не оказывайте ее. Сделайте паузу. И спросите себя: что я в данный момент переживаю? Что меня раздражает? Что я хочу, чтобы было? Чего я хочу, чтобы не было? Важно вернуть себя к себе - любыми путями.

2. Мы были так близко друг к другу - как одно целое. И вмиг все пропало!

Контрзависимые люди - те же зависимые, только контр. То есть, со знаком «минус». Они не «прилипают» к объекту зависимости, они резко «выдергиваются» из контакта с другим, как только учуют, что теряют ощущение себя. Это не имеет отношения к личностной свободе, а лишь к попытке избавиться от страха поглощения, отбежав на нужную дистанцию.

Но внутри им также важна привязанность и близость, как и всем людям. Даже, скорее, очень важна. Они всей душой к ней стремятся, и всей душой ее пугаются. Такие уж они противоречивые...

Поэтому, с одной стороны, они отчаянно ищут кого-то теплого, нежного и принимающего, с другой - отчаянно от него бегут, как только начинают получать долгожданную нежность и любовь.

Парадоксально, грустно, печально. Но факт.

Если рядом человек со склонностью к созависимым формам поведения (аддикт преследования) - то резкое исчезновение контрзависимого партнера причинит сильную боль. И созависимый начнет отчаянно догонять и возвращать свою «сбежавшую половину» (именно половину, поскольку в таких отношениях личности априори не являются целостными). Процесс будет цикличным. Контрзависимый отбежит на безопасную дистанцию, передохнет, и начнет скучать по тому, с кем было так хорошо! Попробует вернуться, но опять «выпрыгнет» в ужасе поглощения. А созависимый снова почувствует сильнейшую боль.

На что нужно здесь обратить внимание

Если с вами так поступают или вы так поступаете - попробуйте заметить те переживания, которые возникают при резком сближении и резком разрыве. Попробуйте заметить свои мотивы, когда вы «всей душой» тянетесь к, на самом деле, малознакомому человеку. Попробуйте заметить чувства, которые испытываете при резком обрывании связи - боль, ярость, обида? Или - сильное облегчение, но также глубокое одиночество?

В любом случае, если ваши переживания заряжены, амплитуда энергии в теле высока (то есть вы эмоционально дико взбудоражены - не важно, от «опьянения другим» или ярости) - это значит, что «созависимая программа» начала работать. Это значит, что ваша личность психологически очень голодна и вынуждена работать на сильных оборотах, поскольку очень нуждается, сильно и давно фрустрированы потребности. 

3. Провокация конкуренции за партнера

Как мне привязать к себе человека, со слабым ощущениям собственной ценности, которого я уже много раз «спас» от многих невзгод, очень хорошо и искренне к нему отнесся, впечатлился и восхитился им, и этим заимел над ним очень большую власть? Еще я несколько раз резко отверг его - избежав близости.

Очень просто. Добавить в этот замечательный коктейль «изюминку» - провокацию конкуренции!

Я буду много рассказывать тебе о своих отношениях с другими - женщинами, мужчинами. Я буду делать это «как-бы просто рассказываю, делюсь опытом». Но, я буду подкладывать в «бочку меда - ложку дегтя». Ненароком, я буду сравнивать наши и те отношения. Или людей, на которых ты злишься, я буду оправдывать.

Я буду всячески провоцировать то, чтобы ты почувствовал необходимость борьбы за меня. И все равно с кем.

Я буду как бы невзначай намекать тебе, что «ты не единственный у меня» и даже более беспощадно...что ты легко заменим! И вместе с тем, невербально, оказывать такие знаки внимания, которые будут говорить обратное: что ты для меня - все!

На что нужно обратить внимание

Когда вы едите вкусный и сладкий торт, да еще и очень голодны, а может, просто давно не ели сладкого и тааак хотелось такого тортика! И тут попадается какая-то червоточина...не знаю, кусочек перца горошком или красного жгучего. А может быть что-то просто очень горькое и противное... И психика, которая так воодушевилась этим долгожданным тортиком, захочет не заметить этого неприятного события - этого перчика... Ну как же - так было хорошо, и тут... Может, это мне показалось?

Вот то, на что важно непременно обратить внимание: на возникающую в голове мысль: мне показалось! Возможно, это будет не мысль, а просто слезы выступят на глазах - и будет казаться, что «просто расстроился, неизвестно от чего». Или какое-то неведомое раздражение или ощущение собственной неуместности, которое мозг припишет «моим личным тараканам». Вот на это все очень важно обратить внимание. Именно эти «знаки» - и есть ключики, которые вскрывают манипуляции. Благодаря им есть шанс изменить созависимый паттерн. Если вы заметили что-то подобное - опять же - сделайте паузу в общении. Увеличьте дистанцию. И подробно разберите ваши ощущения со своим психотерапевтом.

Вы спросите, а как же условно «здоровая личность» будет реагировать на такой нелегальный взлом границ?

Скажу так. Первое, условно здоровую личность будет все настораживать! С самого начала! Особенно - попытка другого резко и быстро войти в доверительный контакт, рассказывая много подробностей о своей личной истории, расспрашивая об истории другого, активно заботясь о другом или наоборот - сильно его не замечая и игнорируя (или и то, и то - попеременно). И так далее по сценарию.

Настороженность и, соответственно, выдерживание безопасной дистанции, здоровое раздражение на попытки взлома границ - вот те чувства, которые испытывает условно здоровая личность (я говорю условно - так как абсолютно здоровых, как вы знаете, не бывает) при встрече с человеком, демонстрирующим созависимые или контрзависимые паттерны поведения. Можно также почувствовать нежность, грусть, печаль, сожаление, бессилие. В среднем диапазоне интенсивности.

Никаких аффектов типа безграничной нежности, умопомрачительного сексуального возбуждения или дикой ярости! Аффективные реакции всегда маркируют уже свершившуюся «сцепку» двух ранимых и нуждающихся людей.

Автор Елена Митина

вторник, 30 августа 2016 г.

Что говорит ваше подсознание: 16 волшебных слов


Часто мы даже и не подозреваем, что самые главные препятствия на пути к нашим желанным жизненным переменам скрыты именно внутри нас, в нашем подсознании. Узнать о них нам поможет метод свободных ассоциаций.
Для начала сформируйте свою мечту одним словом или коротким словосочетанием. К примеру, если вы мечтаете похудеть, то возьмите слово «стройность».
Вам понадобится листок бумаги. Положите его горизонтально перед собой, как лист альбома для рисования.
1. 
Слева сверху большими буквами напишите слово «Стройность».
2. А под ним в столбик, т. е. друг под другом, запишите, 16 слов-ассоциаций на тему стройности, которые первыми придут в вашу голову. Долго не раздумывайте, пишите сразу – это будет самым правильным. Можно брать и целые словосочетания.
Например:
Юность
Хрупкость
Быть в центре всеобщего внимания
Красивое платьице
Шикарные волосы
Сексуальность и т. п.
3. Потом возьмите первые 2 слова из данного столбика и «ловите» ассоциацию, которую они вместе у вас вызывают.
Например:
Юность / 
Первая любовь
Хрупкость / 
4. Далее берите третье и четвёртое слово – и тоже объединяйте их ассоциацией. То же самое делайте с оставшимися парами слов.
К примеру:
Быть в центре всеобщего внимания/
Вечеринка
Красивое платьице /
Шикарные волосы /
Модель
Сексуальность /
5. 
Если вы абсолютно всё сделали правильно, то у вас получится восемь слов, либо словосочетаний. Далее берите первую пару получившихся у вас понятий и поищите для них общую ассоциацию.
К примеру:
Первая любовь /
Разочарование
Вечеринка /
6. С остальными тремя парами слов проделайте тоже самое. У вас получится 4 слова, либо словосочетания. Это будут следующие 2 пары для рождения ваших новых ассоциаций.
7. Теперь остались последние 2 слова, которые вам тоже нужно связать между собой, найдя общую ассоциацию. И это последнее слово-ассоциация является для вас очень важным, личным представлением о том, что же для вас связано с понятием «стройность».
Присмотритесь к данному слову – можно сказать, что оно к вам пришло прямо из подсознания. Какие же мысли и чувства возникли у вас, когда вы это слово связали с первоначальным?
Если это слово нравится вам, и вы испытываете радость, то, вероятней всего, абсолютно никаких скрытых препятствий для исполнения вашей сокровенной мечты не существует. Возможно, вам просто необходим чёткий план действий, либо время на его осуществление. К примеру, у одной моей знакомой получилось слово «баланс».
Это говорит о том, что особых проблем, связанных со снижением веса (а её мечтой являлась именно стройность), у неё, вероятно, нет. А всё, что ей необходимо, - это сбалансированное питание и налаженный режим физической активности. Для неё стройное тело связано с жизненным балансом.
А ещё для достижения этой цели очень важно сбалансированное эмоциональное состояние. И действительно, в стрессовых ситуациях довольно сложно «не заедать» обиду, тревогу и раздражение. Таким образом, даже положительно окрашенное слово-ассоциация помогает увидеть путь к своей мечте под иным углом.
Если же слово, получившееся в конце ассоциативного ряда, тревожит вас или кажется никак не связанным с вашей мечтой, то это как раз и указывает на наличие скрытых препятствиях, о коих вы даже и не подозревали. 
К примеру, у другой моей знакомой получилось не понравившееся ей словосочетание «старая дева». Женщина удивилась и расстроилась. Надо сказать, что она уже давно была замужем. Оказалось, что дама считает полных женщин более привлекательными, чем худых. Она вспоминает, что когда ещё в подростковом возрасте довольно часто сидела на диетах, то её отец говорил ей, что мужчины - это не собаки, поэтому на кости они не кидаются.
Слова отца, видимо, очень сильно повлияли на неё, и всю жизнь она безуспешно пыталась бороться с лишним весом, совсем не понимая, почему же ей так и не удаётся достичь желаемой стройности. Женщина решила поработать с этой скрытой установкой, чтобы найденный подводный камень не мешал больше исполнению её сокровенной мечты.
Ещё раз взгляните на слово, получившееся в конце вашего ряда. О чём оно напоминает? Что хочет рассказать ваше подсознание? Как же сделать путь к своей мечте свободным?
Поскорее ответьте себе на данные вопросы, сделайте видимыми все скрытые внутренние препятствия, и тогда у вашей сокровенной мечты появится больше шансов быть исполненной.опубликовано econet.ru 

понедельник, 29 августа 2016 г.

Практика отпускания


Статья из курса «Тренируй свой мозг» (Train your brain), разработанного нейропсихологом Риком Хэнсоном и неврологом Ричардом Мендиусом. В ней авторы рассказывают о нейробиологических механизмах практики отпускания и предлагают конкретные упражнения для того, чтобы научиться отпускать из своей жизни нездоровые эмоции, убеждения, наклонности. 

Введение

Эта статья посвящена практике отпускания. Отпускание (letting go) - один из пяти необходимых внутренних навыков, наряду с осознаванием (awareness), проницательностью (insight), принятием хорошего (taking in the good) и использованием намерения (using the will).

Мы занимаемся практикой отпускания всякий раз, когда расслабляемся, освобождаемся от внутренних напряжений и болезненных ощущений (например, от беспокойства или гнева), принимаем всё не так близко к сердцу и отпускаем мысли, которые делают нас и других людей несчастными (например, перестаём критиковать себя или прокручивать в голове какие-то страшные ситуации, которые вряд ли произойдут).

Отпускание — это действие нашего ума. Это так же просто и естественно, как опустить салфетку в мусорное ведро. Например, на телесном уровне вы практикуете отпускание каждый раз, когда делаете выдох или принимаете ванну.

Самое важное состоит в том, что отпускание — это противоположность цеплянию, которое приводит к страданию. Именно поэтому отпускание стоит в одном ряду с медитацией и практикой внимательности.

Немного о практических упражнениях

В этой статье мы дадим несколько практических упражнений. Если во время выполнения какой-то практики вы почувствуете дискомфорт или некоторую «перегруженность», не стесняйтесь прервать её. Это занятия по тренировке внутренних навыков, а не психотерапия — и они не могут заменить заботу профессионалов о теле, уме или духе.

Кроме того, порой упражнения поднимают на поверхность какой-то теневой материал — особенно если в прошлом вы пережили травматичный опыт или сейчас у вас сложности в отношениях.

В первую очередь, позаботьтесь о себе. Как говорится: «Первое правило — не навреди». Не стесняйтесь прервать какое-либо упражнение, сознательно не погружаться в него слишком глубоко или выбрать для себя оптимальную глубину вовлеченности.

Также, если вы не можете сделать или осознать что-то, ничего страшного. Возможно, это знак того, чтобы быть осторожным и не торопиться с освоением конкретного материала. Или это может быть приглашением к тому, чтобы вернуться и исследовать его позже.

И заключительное предостережение. Курс «Тренируй свой мозг» включает в себя созерцательные практики. Мы обращаемся к ним не в целях религиозной пропаганды, а используем их в качестве инструментов для развития и личного благополучия (и нейронаука всё больше подтверждает их эффективность в этой сфере).

Из всех созерцательных традиций наиболее знакомымв для нас является буддизм, поэтому мы будем использовать буддийские термины. Но у нас нет попытки повлиять на ваши убеждения — вы можете отнестись к материалу так, как вам нравится. Как говорил сам Будда, «Всегда оценивайте все своим независимым умом. Убедитесь сами, что похоже на правду и что будет для вас полезным».

Скажи: «Прощай!»

Для начала составьте список того, с чем вы бы хотели попрощаться.

К сожалению, есть множество вещей, которые не оставят вас, даже если вы скажете им «прощай!» Это могут быть назойливый зять или политический лидер, до которого вам нет дела. Поэтому наибольшая ценность состоит в том, чтобы составить список действий, качеств или вещей, от которых вы действительно можете избавиться, — например, напряжение в вашей спине, излишнее раздражение или привычка выпивать лишний бокал вина.

Теперь взгляните на свой список — если ли в нём что-то такое, что вы на самом деле не хотите отпускать? Например, посмотрите на каждый пункт и представьте, что могущественная сила вроде доброй феи, космического пылесоса, Бога или чего угодно ещё может заставить это явление исчезнуть из вашей жизни.

Спросите себя, действительно ли вы хотите, чтобы это случилось. Если ваш ответ «да», переходите к следующему пункту. Если же ваш ответ «нет», вычеркните этот пункт из списка.

И, если хотите, вы можете разорвать этот список и действительно отпустить все те пункты, которые в нём указаны. Вы можете мысленно сказать им «прощай» столько раз, сколько вы считаете необходимым и достаточным для того, чтобы все пункты из списка исчезли.

Попробуйте испытать подлинное освобождение от практики отпускания. Вы можете снова и снова говорить «прощай», представляя, как выбрасываете ненужные вам вещи в мусорную корзину.

Каким был для вас этот опыт? Что вы чувствовали, когда делали это упражнение? Что вы поняли и чему научились?

Отпускание в противовес отвращению

Когда мы думаем о том, чтобы отпустить что-то, важно принимать во внимание такое чувство, как отвращение. Когда нам что-то отвратительно, мы сопротивляемся, ненавидим или опасаемся этого.

Очень часто мы испытываем отвращение к тем вещам, людям, явлениям, которые хотим отпустить. Но как вы сейчас увидите, отвращение к чему-либо порождает множество проблем.

Итак, давайте рассмотрим, как появляется отвращение, какова его цена и как практиковать отпускание без отвращения.

Реакция отвращения в нашем организме — это результат глубоких эволюционных изменений в структуре нашего мозга, благодаря которым наши предки выжили и смогли передать свои гены дальше.

Например, ярким выражением отвращения — рвотой — управляют сети, которые находятся очень глубоко, в самом древнем отделе вашего мозга — расположенной в стволе головного мозга медулле, которую из-за её древности иногда называют «мозгом насекомых».

Если говорить кратко, то в наш мозг постоянно проникает информация из внешнего мира и запускает такие внутренние процессы, как мышление, ощущения, воображение, воспоминания, появление желаний, и так далее.

Эта информация постоянно оценивается по трём критериям в разных областях и сетях вашего мозга: полезно для выживания; опасно/вредно для выживания; не имеет значения для выживания. Под «выживанием» мы имеем в виду всё, что относится к жизни и смерти, а также всё то, что находится между этими двумя полюсами: сытость и голод, удовольствие и боль, тревога и уверенность, разочарование и удовлетворение, и так далее.

Информацию, полезную для выживания, мозг определяет как приятные чувства и эмоции. Опасную для выживания — как неприятные эмоции. Нейтральные — как нейтральные эмоции.

За окрашивание эмоций отвечает характерная область мозга — миндалина. Их две — маленькие миндалевидные узлы в центре мозга непосредственно связаны со стволом мозга.

Любопытно, что в традиции буддизма эмоциональное восприятие считается центральным человеческим переживанием, одной из Пяти скандх или Пяти составляющих человеческой личности, которые вместе составляют физическую реальность и наш опыт. Чувства как таковые должны быть одним из главных четырёх объектов медитативного осознавания (они называются Четыре основы внимательности — Four Foundations of Mindfulness).

Эмоции так важны, потому что мы живо реагируем на них: хотим притянуть к себе приятное, оттолкнуть от себя неприятное и заблуждаемся по поводу нейтрального. И всё это приводит к тому, что сначала мы страстно желаем чего-то, потом цепляемся за это, а затем страдаем.

Наши эмоции и наши реакции на них — это важная область, где современная нейронаука встречается с мудростью древних созерцательных традиций, и они обе глубоко обогащают друг друга. Об этом интересно размышлять и очень полезно практиковать.

Продолжим рассматривать эту тему с позиции нейронауки, потому что программа выживания, заложенная в мозгу животных (включая также и человека), настроена на то, чтобы избегать неприятного и наслаждаться приятным. Эти области и цепи мозга, формирующие позитивные и негативные эмоции, генетически запрограммированы воспринимать негативную информацию и реагировать на неё — и это тренирует их и дальше воспринимать и реагировать на негативную информацию.

Например, миндалина запрограммирована реагировать на мимику других людей, выражающую страх или отвращение. Эти сигналы об угрозе нашего выживания мы получаем от других членов нашего племени — или из наших телевизоров.

Между прочим, эта склонность к негативу в нашем мозге — причина того, почему так важно сознательно усиливать положительный опыт, наслаждаться им и принимать его. Это помогает скомпенсировать естественное стремление нашего мозга цепляться за негативные переживания и демонстрировать их другим, при этом совершенно не замечая позитивные переживания.

Так, чтобы мы могли выжить и оставить после себя внуков, матушка природа снабдила нас негативными реакциями. Но, как мы уже отмечали ранее, её не волнует, страдаем ли мы при этом.

Негативные реакции — причина того, что мы испытываем страдания во многих ситуациях:

— Это может быть неприятный опыт сам по себе. С другой стороны, стоит отметить, что неприятные чувства могут привести к неприятию неприятных чувств. Это так называемые «контрафобические» реакции (то есть стремление противостоять ситуации, вызывающей неприятные чувства. Цель этого — возможность получать острые переживания, не испытывая при этом нежелательных чувств. — прим. пер.). Примеры такого поведения можно увидеть в некоторых основополагающих жизненных стратегиях, например, это «семёрка» в Эннеаграмме.

— Отвращение активизирует симпатическую нервную систему, ответственную за поведение «бей или беги». Она посылает водопад гормонов стресса по всему телу и буквально «забирает» ресурсы у таких долгосрочных процессов, как пищеварение или поддержание сильной иммунной системы. Как вы знаете, хронические стрессовые реакции имеют серьезные долговременные последствия как для психического, так и для физического здоровья. Например, хроническое отвращение, которое проявляется в виде враждебности, — это основная причина болезней сердца.

— Из-за отвращения мы начинаем выражать негативные эмоции, которые не самым лучшим образом влияют на окружающих и, таким образом, на нас самих.

— Зачастую это приводит к тому, что наши действия становятся импульсивными и резкими, реакции — слишком сильными, и этим всем мы наносим вред как себе, так и другим.

— В большой степени, отвращение отделяет нас от мира — мы занимаем позицию «против него», отделяем себя от мира. Из-за этого возникает болезненное внутреннее напряжение между «я» и миром, и это добавляет напряжения нашему “Я”, которое и так само по себе является источником страданий.

В отличие от отвращения, отпускание — в том смысле, который мы в него вкладываем — не включает в себя отвращение (хотя просветление, которое включает все, дает место и отвращению).

Что значит «отпустить без отвращения»?

— Мы просто оставляем этого человека, явление, вещь, ситуацию и идём дальше.Отпускаем. Говорим «прощай» без злости и гнева. Выдыхаем. Выбрасываем ненужный мусор. Отказываемся. Отворачиваемся от плохого.

— Поворачиваемся к хорошему. Сажаем цветы. Двигаемся дальше.

В более широком смысле, здоровое отпускание также может означать:

— В первую очередь: не привязываться. Не воспринимать проблемы другого человека как свои собственные. Не предполагать, что вы в этом замешаны. Проводить границы между собой и другими людьми, событиями и явлениями.

— Твёрдо (и в то же время — без отвращения) отталкивать, отсекать или отказываться от неблагоприятного.

Отпустить — это не значит быть равнодушным, безответственным или безразличным. Вы можете по-настоящему заботиться о том, что важно для вас, и вас могут вдохновлять и мотивировать сердечные стремления, но в то же время вы не привязываетесь к результатам ваших мудрых действий.

В нашем мозге отпускание связано с тремя крупными областями, или системами. Понимание этих структур даёт вам ясность относительно трёх главных аспектов практики отпускания: выбор, высвобождение/расслабление, и пребывание с этим:

— Префронтальная кора, расположенная позади вашего лба (в особенности — за вашими глазами) принимает решение о том, что нужно отпустить, и передаёт сигналы в эмоциональные сети вашего мозга. Это запускает и поддерживает вашу решимость — некоторые называют это правильным или мудрым намерением. Эта область «выбирает» отпускание.

— Когда запущен так называемый водопад отпускания, активизируется парасимпатическая нервная система, которая усиливает ощущение расслабления и блаженства, которое вы чувствуете во всём вашем теле. Симпатическая нервная система в это время угнетается. Это этап освобождения и расслабления.

— Передняя поясная кора, как и миндалина, расположена в каждом полушарии, по форме она похожа на палец и размещена близко к центру вашей головы. Она контролирует то, насколько хорошо вы справляетесь с отпусканием, и посылает предупреждающий сигнал, если вместо этого вы начинаете упорствовать и цепляться за этот объект. Эта область отвечает за “пребывание” в состоянии отпускания.

Во время практики отпускания эти области вашего мозга становятся вашими хорошими друзьями, они на вашей стороне. И поэтому хорошо бы поблагодарить их за это.

Отпустить на физическом уровне

Напоминаю вам о том, что если в какой-то момент вы почувствуете дискомфорт, вы можете прервать упражнение и переключить своё внимание на что-то ещё. Также совершенно нормально игнорировать наши предложения и выбирать то, что сейчас более актуально для вас.

Теперь расслабьтесь и откройте (или закройте) глаза.

Сконцентрируйтесь на дыхании, особенно на том, как ощущается вдох и выдох внутри вашего тела. То, как вы вдыхаете прохладный воздух, и он идёт вниз, к вашему горлу, а потом выдыхаете теплый. То, как ваши лёгкие расширяются и сжимаются, и особенно это заметно в районе вашей груди. Вы продолжаете дышать и всё, что возникает в вашем сознании, просто протекает сквозь вас. Вы не цепляетесь за это и не испытываете к этому неприязни.

Сейчас обратите внимание на ваш выдох.

Почувствуйте или представьте, что вместе с воздухом вы выдыхаете всё то, что хотите отпустить. Например, телесное напряжение, или неприятные ощущения, такие как скрытое волнение или раздражение. Или нежелательные мысли и планы. Если хотите, на выдохе отпустите некоторые (или все) пункты из вашего списка.

Сейчас обратите внимание на то, как вы ощущаете дыхание во всём вашем теле. Всё ваше тело дышит, целиком и полностью.

Когда вы ощущаете всё ваше тело целиком, то вы можете войти в особое безмятежное состояние. Оно может приходить и уходить. И если оно покинуло вас, просто пригласите его к себе снова.

И теперь, если сможете, отпустите контроль за своим дыханием “из головы”. Позвольте вашему телу самому контролировать дыхание — точно так же, как это происходит, когда вы спите. Ваше дыхание может совершенно естественно замедлиться до необходимого минимума.

Отпустите всё своё тело. Исследуйте и отмечайте полный отказ контролировать своё дыхание. Полностью отпустите контроль. Просто будьте телом, которое дышит.

И в момент такого отпускания обратите внимание на то, что в это время остаётся и продолжается. Дыхание продолжается. Осознавание продолжается. Вселенная продолжает существовать. Ваше сердце продолжает биться. Вы остаётесь, даже продолжая практику отпускания.

Вы отпускаете свой страх отпускания…

И теперь, когда вы продолжаете практику, отпустите любой контроль за своим дыханием — настолько, насколько это возможно… позволяя ему просто быть… принимая все таким, каким оно является… отпуская любое усилие или любую борьбу… просто дыхание тела… осознавание… принятие…

Вы можете завершить это упражнение, когда захотите.

Что вы испытали во время упражнения? Чему вы научились, что поняли?

Главное, что следует запомнить: если вы перестаёте контролировать дыхание, то к вам приходит чувство глубокого отпускания.

Кстати, вам может быть интересно узнать, что когда вы обращаете внимание на внутренние ощущения в своем теле, а также когда вы осознаете всё ваше тело как единое целое, в вашем мозге активен островок Рейля.

Эта область мозга находится рядом с передней поясной корой, о которой мы говорили ранее, и подобно ей, есть два островка Рейля, по форме похожие на палец и расположенные близко к центру вашей головы. Поэтому островок Рейля тесно связан с областями вашего мозга, которые отвечают за чувственные, эмоциональные и исполнительные процессы.

Островок Рейля особенно сильно вовлечен в процесс под названием «интероцепция» — нашу способность воспринимать внутренние состояния своего организма. Интересно, что это и есть главная составляющая эмпатии: чем лучше человек осознает свои внутренние состояние, тем большую эмпатию он может проявлять. Именно островок Рейля активизируется, когда мы проявляем эмпатию.

Поэтому если вы хотите стать более чутким и проявлять большую эмпатию — или если ваши друзья, близкие, дети или коллеги хотели бы, чтобы вы проявляли большую эмпатию! — хороший способ сделать это — быть более внимательным к своим внутренним состояниям. На самом деле, чем больше вы это делаете (так же, как в йоге или медитативных практиках), тем толще становятся нейронные связи в островке Рейля.

Если не брать в расчет множество других преимуществ практики, простая внимательность к своим ощущениям помогает людям стать более чуткими.

Будьте лучшей версией себя

Прежде чем мы начнём, я хотел бы также упомянуть, что есть множество путей и способов отпустить мысли, чувства, телесные ощущения или желания, которые могут доставлять вам неудобства или приносить проблемы.

Как вы уже, наверное, заметили, отпустить что-то одно означает встретить что-то другое(даже если речь идёт всего лишь о том пространстве, которое остаётся на его месте).

Фактически, когда мы понимаем, что что-то приятное может присоединиться к нам, то часто это помогает почувствовать себя комфортно и набраться мужества, чтобы отделиться от того объекта, который мы отпускаем.

Например, когда мы вспоминаем те чувства, которые испытывали к нам те люди, которым мы нравимся или которые любят нас, нам становится легче попрощаться с человеком, который нам не подходит.

В индуистской культуре люди, дававшие обет безбрачия, то есть отпускавшие эту часть своей жизни, назывались «Брахмачарья», что означает: присоединившийся к Брахме, проявлению Бога.

В каком-то смысле, когда мы соединяемся с благотворными намерениями и состояниями, нездоровые тенденции уходят из нашей жизни естественным образом.

Упражнение

Итак, давайте рассмотрим всё это на конкретных примерах.

Возьмите блокнот и ручку и подумайте о чем-то важном, что вы бы хотели отпустить — и для каждого из этих пунктов попытайтесь определить одну или более альтернатив, которые могли бы прийти на их место.

Вот некоторые основные явления, которые вы могли бы отпустить:

— Болезненные ощущения;

— Какие-то устойчивые явления, которые вам не нравятся, но которые нельзя изменить.В этом случае можно попробовать сдаться, просто и естественно. Например: Я сдаюсь перед глобальным потеплением, хотя я буду делать всё, что я могу… Я сдаюсь, как ребенок, которого когда-то отдали на усыновление… Я сдаюсь и соглашаюсь с тем, что мне уже 54 года…

— Желания, которые приводят к страданию;

— Подходы, планы, стратегии, которые просто не работают;

— Цепляние за вещи, которые меняются.

Поэтому уделите пару минут списку тех важных вещей, которые вы хотите отпустить, и подумайте, какие полезные альтернативы могут прийти на их место.

И теперь, вернитесь к каждому пункту, который вы отпускаете, и уделите минутку тому, чтобы почувствовать, как вы присоединяетесь к полезным альтернативам. Почувствуйте, как каждая из них оживает в вашей жизни, почувствуйте, что всё это уже полностью существует в вашей жизни. Отметьте, на что это может быть похоже. Какую пользу это принесет вам и другим людям.

И сейчас уделите время тому, чтобы спросить самого себя о каждом пункте, который вы отпускаете: Разве это я? Я есть этот гнев? Я есть эта тяга к сигаретам? Я есть эта тоска по любви? Я есть это беспокойство о нашем сыне? Это беспокоит меня?

Почему мы держимся за что-то вместо того, чтобы отпустить? В основном это происходит потому, что мы идентифицируем себя с этими вещами. Это моя точка зрения. Моя работа. То, в каком ряду мой автомобиль едет по шоссе. Мои чувства, мои мысли, мои желания…

А теперь исследуйте: разве это и есть я?

Здесь нет правильного ответа. Просто исследуйте и обращайте внимание, что подходит вам, и продолжайте выполнять то упражнение и делать то, что поможет вам отпустить.

Возможно, вам будет легче делать эту упражнение если вы вспомните те телесные ощущения, которые вы испытали ранее: дыхание без каких-либо усилий. вспомните чувство глубокого расслабления и покоя и спросите себя вновь: все те вещи, за которые я цепляюсь — это и есть Я?

И теперь, когда вы все отпустили, включая такие понятия как «я» и «моё», почувствуйте, что проявится для вас в этом освободившемся пространстве — какое глубокое исцеляющее воздействие это на вас оказывает.

Это может быть Любовь… целостность… Бог… природа Будды… чистое осознавание…

Полностью откройтесь всему благу, возникающему в этом пространстве, отдайте себя целиком и отпустите всё остальное.

Пребывайте в этом состоянии несколько минут… соединяясь с благом и открываясь ему… пребывая в нем…

Каким был для вас этот опыт? Что вы испытали? Что вы можете взять с собой? Чему вы можете научиться?

Вот несколько ключевых моментов, связанных с этим упражнением: 

— Повернитесь к благому и здоровому, вместо того чтобы бороться с чем-то нездоровым. Просто больше не цепляйтесь за это. Сфокусируйте свое внимание на том, что вы сажаете цветы, а не боретесь с сорняками (хотя это может быть частью процесса посадки цветов).

— Глубокое, естественное телесное ощущение, при котором мы ни за что не цепляемся. Это наше состояние покоя, наша истинная природа.

— Отпустите цепляние за «я» или «моё».

Заключение

Выберите месяц и попробуйте сконцентрироваться в этот месяц на практике отпускания. Если хотите, вы можете выбрать для себя какие-то ситуации, которые могут вам в этом помочь. Например, делайте небольшую практику отпускания каждый раз, когда звонит телефон, когда вы проходите через дверь или бросаете взгляд на часы, — например, вы можете сделать глубокий выдох.

И в заключении вспомним фразу известного учителя Аджана Чаа (Ajahn Chah): «Если вы отпустите чуть-чуть, то обретёте чуть-чуть успокоения. Если отпустите много, то обретёте большое счастье. Если вы отпустите полностью, то познаете абсолютное счастье».

Рик Хансон, Ричард Мендиус: Книга Хэнсона и Мендиуса «Мозг и счастье. Загадки современной нейропсихологии».

Автор: Анастасия Гостева
Перевод: Алена Нагорная

Притча о верности


Один мой знакомый, из старшего поколения, рассказывал, что будучи женатым - а женился он рано, лет в двадцать - часто влюблялся. Как человек неверующий, он объяснял это не бесовскими кознями, а химией. "Знаешь, - говорил он, - запах, наверное, какой-то, или вино во мне, или ещё что... Смотришь, и всё внутри закипает". 

Но кроме всего, он обладал редким качеством. Он был честен - прежде всего, перед женой. Считал, что брак, так же как женщина - не могут быть во множественном числе. Поэтому, по отношению предметов "химической реакции", он предпочитал никаких действий не предпринимать. Наоборот, начинал избегать понравившихся женщин. 

Объяснял он такое своё поведение вполне по-христиански. А пример, прожив полжизни в Самарканде, брал из детства. "Моё тело, - говорил он, - это осёл. Мой разум - наездник осла. Еду я, скажем, по базару. Потянется осёл к прилавку с персиками. Что, я должен ему позволить ему их сожрать? Нет, конечно! Разве можно относиться к желаниям осла серьёзно? Осёл - только скотина: иногда палка ему нужна, иногда морковка, но никогда - серьёзное отношение. Поэтому, скотину нужно одёрнуть и - ехать себе по жизни дальше". 

Излишне говорить, что в единственном браке он прожил почти шестьдесят счастливых лет. 

(с) Священник Александр Ильинский

воскресенье, 28 августа 2016 г.

Почему нельзя заранее говорить о своих планах


Сбросить вес. Выучить английский. Бегать каждое утро. Каждый раз, когда мы ставим новую личную цель, мы делимся этой новостью с друзьями, родителями и коллегами по работе. Мы говорим им, что собираемся сделать то-то и то-то. Или радостно сообщаем, что уже начали это делать.

Затем, в 95 % случаев, получается так, что начатое не доводится до конца. Почему же нельзя заранее говорить о своих планах? И почему чаще достигаются цели, о которых мы никому не рассказываем?

Интересный эксперимент

Немецкий профессор психологии Питер Гольвитцер изучает данный феномен уже более 15 лет. Однажды он провел интересный эксперимент. В качестве подопытных мышей Гольвитцер отобрал группу студентов юридического университета. Цель эксперимента: выяснить, влияют ли публичные заявления о своих намерениях на достижение личных целей.

Для этого Гольвитцер составил список утверждений вроде: “Я собираюсь как можно больше взять от юридического образования”, “Я собираюсь стать успешным адвокатом” и так далее. Каждое из утверждений студенты должны были оценить по шкале от“Полностью согласен” до “Полностью не согласен”.

Опрос проводился анонимно. При желании, можно было написать своё имя. Так же, в опросниках студентов попросили перечислить три конкретные вещи, которые они собираются сделать, чтобы стать успешным адвокатом. Типичными ответами были: “Я намереваюсь регулярно читать юридическую периодику” или что-то в этом роде.

Когда студенты сдали анкеты, Питер Гольвитцер обнаружил, что большинство студентов ответили на вопросы и подписались своим именем. Некоторые вообще не заполнили опросники и сохранили свои намерения в секрете.

Те, кто сохранили свои намерения в секрете…

Студенты не подозревали, что их намерения будут проверять на практике. Они сдали свои анкеты и забыли об этом. Но исследователи во главе с Питером Гольвитцером кое-что задумали…

Психологи выждали некоторое время, а затем искусственно создали ситуацию, чтобы проверить опрошенных “на вшивость” :-) Они попросили студентов помочь им в проекте, который требовал анализа двадцати криминальных дел. Студентам сказали, что они должны работать так упорно, как только могут. При этом, у каждого есть право “забить” на помощь и уйти в любой момент.

Криминальные дела были непростыми. Они требовали включения мозгов на полную катушку и усидчивости. Результаты эксперимента были однозначными. Каждый, кто публично огласил в анкете свои намерения на будущее, “слился” с работы. Они уклонились от достижения поставленной цели. И это несмотря на преданность идее построить карьеру в области юриспруденции!

Только те, кто сохранили свои надежды при себе, смогли по-настоящему проделать тяжелую работу и довести начатое до конца.

Почему люди рассказывают окружающим о своих намерениях?

Гольвитцер считает, что это имеет отношение к чувству самоидентификации и целостности. Все мы хотим быть идеальными людьми. Но заявления о наших намерениях тяжело и упорно работать, зачастую, являются чисто символическим актом. Это всего лишь помогает нам самоопределиться со своей ролью. Например: “Я юрист”, “Я писатель”, “Я фотограф”, “Я программист”.

Но ненасытный Питер Гольвитцер провел еще один эксперимент, чтобы дополнительно убедиться в своей правоте. Студентам показали пять фотографий верховного суда. Фотографии отличались размерами. От очень маленькой до очень большой. Испытуемых спросили: “Насколько ты чувствуешь себя классным юристом сейчас?”

Подопытные должны были оценить свою крутость и ответить на вопрос, выбрав одну из пяти фотографий. Чем большую фотографию ты выберешь, тем более завершенным себя чувствуешь.

Никто не удивился когда студенты, которые ранее заявили о своих целях и провалились на практике, склонялись к выбору фотографии побольше. Даже одно только заявление о своих планах стать хорошим юристом, заставило их чувствовать себя так, будто они уже были хорошими юристами. Это увеличило их самомнение, парадоксально уменьшив их возможность к тяжелой работе. Они стали легендами в своём воображении. А легенды не делают пыльную и грязную работу.

Так что, меньше говорите, а больше делайте, достигая ВЕРШИН!