суббота, 24 июня 2017 г.

25 ошибок мышления, из-за которых мы принимаем неправильные решения


Когнитивные искажения — это особенности работы мозга, которые помогают нам выживать. Без них мы бы запутались в море информации. Но искажения действуют и против нас, заставляя принимать неверные решения. Пора с этим завязывать.

Мы должны принимать решения быстро. Когда-то давно это было необходимо, чтобы нас не съели хищники или чтобы мы могли кого-то съесть. Теперь всё выглядит чуть более цивилизованно, но смысл остался тот же: чтобы выжить и преуспеть, нужно решать и делать.


Это сложнее, чем кажется. У нас большой, многофункциональный мозг, который умеет получать и обрабатывать огромное количество данных. Но сбор и анализ информации требует времени, а его-то как раз и нет. Поэтому мозг придумал обходной путь — когнитивные искажения, которые помогают выбрать важные сведения и расставить их по местам в чертогах разума.

Мы уже рассказывали о том, какие когнитивные искажения одновременно помогают и мешают фильтровать данные, а какие формируют шаблоны. Настал черёд поговорить об ошибках мышления, которые мешают нам принимать правильные решения.

Мы переоцениваем себя


Чтобы действовать, нужна уверенность. Иначе мы не сможем ничего. И неважно, что никаких оснований для уверенности у нас нет. Мозг найдёт их и предоставит.
Эффект сверхуверенности (эффект Лейк-Уобегон)

Удивительно, как при таком чудесном инструменте, заложенном в наш мозг, столько людей не уверены в себе. А ведь мы склонны считать себя лучше других и верить, что всё будет так, как нам надо.

Отклонение в сторону оптимизма

Мы склонны переоценивать шанс положительного исхода любого дела. Ещё одно искажение, которого многим не хватает, чтобы решиться на что-то интересное.
Эффект Форера (эффект Барнума)

Когда кто-то описывает нас, причём так, будто специально старался, нам кажется, что он прав. Мы верим описанию, даже если оно размытое и не говорит ни о чём. Так работают все гороскопы: вроде как все овны энергичные и упорные, а стрельцы заводные и настойчивые.


Иллюзия контроля

Когда мы заинтересованы, чтобы какое-то дело закончилось хорошо, возникает эта иллюзия: якобы мы можем контролировать исход дела в гораздо большей степени, чем нам кажется.

Например, мы готовим презентацию, чтобы уговорить инвестора дать денег. Кажется, что от выступления зависит вообще всё и только мы сами можем повлиять на решение человека. А у него просто нет денег — он их вчера проиграл. На это мы никак повлиять не можем. Главное — всегда учитывать такую возможность и составлять запасной план.

Эффект эгоцентричности

Человек приписывает себе особенные заслуги в достижении цели (а на самом деле его роль была меньше, чем он думает). Эффект эгоцентричности и иллюзия контроля придают силы, но мешают правильно анализировать ситуацию, а это уже приводит к ошибкам.

Эффект ложного согласия

Мы проецируем свои убеждения, привычки и мнения на других людей. Ведь кажется, что все думают так же, как и мы (а кто думает иначе, тот какой-то неправильный и неполноценный). Например, если верить, что компьютерные игры — зло, то слово «геймер» будет ругательным.

Искажение при описании характера

Оно связано с эффектом ложного согласия. Другие люди кажутся нам простыми, понятными, неизменными. То ли дело мы сами: жизнь нас меняет, приходится умнеть.

Эффект Даннинга — Крюгера

Человек, который не разбирается в какой-либо теме, будет принимать неверные решения. Но никогда не поймёт этого, потому что в теме он не разбирается: ему не хватит квалификации, чтобы заметить ошибку. А вот человек, который знает много, скорее будет думать, что он ничего не знает.


Компенсация риска

Мы готовы рисковать, если знаем, что мы в безопасности. А если мы в опасности, то отказываемся от риска. Хотите, чтобы человек принял рискованное решение? Дайте ему расслабиться. Чувствуете, как в магазине продавцы окружают заботой? Напрягитесь, кошелёк в опасности, сейчас предложат купить дорогую вещь.

Мы ценим настоящее время

Мы привыкли принимать решения, как на охоте: сейчас или никогда. Поэтому мозг фильтрует задачи и считает особенно важными те обстоятельства, которые есть здесь и сейчас. А вот долгосрочное планирование или хорошо закреплённый опыт не могут устоять перед искажениями мышления.
Гиперболическое обесценивание

Мы готовы получить меньше, но сейчас, а не ждать, даже если получим больше за ожидание. Если предложить конфетку, которую можно съесть сейчас, или коробку конфет, которую можно съесть в конце недели, то большинство возьмёт конфетку.

Хронологический снобизм


Мы любим всё новое и современное только лишь за то, что оно новое и современное. Не факт, что это полезно, но в рекламе слово «современный» по-прежнему работает.

Мы любим проторённые тропы

Если перед нами стоит выбор, что делать, мы отдаём предпочтение тому, что уже начали. И это помогает нам добиваться целей, но заставляет упускать новые возможности.

Неприятие потери

Страх что-то потерять сильнее, чем желание получить что-то новое. Если мы потеряем кошелёк с деньгами, то безумно расстроимся. А если найдём точно такой же кошелёк, то лишь улыбнёмся своему везению. И решения мы принимаем с такими же эмоциями.

Предпочтение нулевого риска


Мы настолько не любим рисковать, что если дать нам выбор: полностью устранить лёгкий риск или сократить серьёзный риск, мы согласимся на устранение лёгкого риска. Но при этом серьёзный риск останется с нами. Например, мы так боимся зубных врачей, что готовы откладывать обычный осмотр до тех пор, пока не раскрошится зуб.

Иррациональное усиление

Если мы приняли решение и начали двигаться в направлении цели, нам трудно бросить дело, даже если всё против нас. Ведь чем больше сил мы потратили на достижение цели, тем более важной эта цель нам кажется. Поэтому мы готовы часами говорить о тех граммах, которые мы потеряли за неделю, хотя никто, кроме весов, не видит разницы. Хуже, когда мы готовы убедить самих себя в пользе плохого результата только из-за потраченных усилий.

Коротко: лошадь сдохла — слезь.
Эффект диспозиции

Мы не избавляемся от хлама, потому что надеемся, что он нам ещё пригодится. И чем дольше он лежит, тем сложнее его выбросить или продать, ведь столько ждали. Это относится и к ценным бумагам, которые никак не дорожают, и к забитым кладовкам, в которых лежат очень важные вещи.

Предпочтение целостных объектов

Мы любим делать что-то одно и один раз, зато до конца, завершать задачу полностью. Если возьмём в руки большую тарелку, заполним её едой, а потом обязательно доедим. А наполнять маленькую тарелку много раз мозг не хочет.

Мы боимся ошибок


У каждого действия есть последствия, это наш мозг выучил. Но некоторые действия приводят к непоправимым изменениям. Чтобы не случилось худшего, мозг придумал защитные механизмы, которые должны застраховать нас от ошибок. Не всегда это получается.

Отклонение в сторону статуса-кво

Мы не хотим ничего менять, предпочитаем, чтобы всё оставалось таким, как оно есть, даже если что-то можно изменить к лучшему. Из-за этого искажения и существует та самая зона комфорта, из которой так трудно выходить.

Оправдание системы

Это предыдущее искажение, только в больших масштабах. Мы готовы защищать всё, что есть вокруг нас, даже если ради этого придётся пожертвовать своими интересами.

Психологическая реактивность


Если человеку ограничить свободу, мозг взбунтуется и начнёт противодействовать давлению, даже если это давление было во благо. Поэтому назло маме мы отморозим уши, а апельсины, на которые у нас аллергия, станут самыми вкусными фруктами на свете. На этом эффекте строятся манипуляции.

Тот же дресс-код на входе в пафосный клуб — пример реверсивной манипуляции: вам туда нельзя, но если вы постараетесь, то получите приглашение внутрь. Мозг тут же решает, что вы обязаны в этот клуб попасть.

Эффект неоднозначности

Человек предпочитает поступать так, чтобы результат действий был определённым и понятным. А все действия, итог которых предсказать сложнее, мы игнорируем. Например, любим работу с фиксированным окладом, а работу, в которой получим проценты от прибыли, не любим, даже если можем заработать во много раз больше.

Эффект приманки

Это маркетинговый эффект, при котором сравниваются разные товары, причём один из товаров введён только для того, чтобы вы от него отказались в пользу более дорогого.


Например, в акции со скидками участвуют три телевизора: маленький и дешёвый, средний и дорогой, большой и дорогой. Средний и дорогой никто не купит, потому что на его фоне большой и дорогой выглядит слишком привлекательно, а маленький и дешёвый — слишком выгодно. Этого и добивается продавец.

Мы ленимся

Мы предпочитаем выполнять простые действия, хорошо отработанные и понятные, а не браться за что-то сложное и длительное, даже если это очень важно.

Прокрастинация

Мы оттягиваем работу как только можем, заполняем время любыми действиями, лишь бы не приступать к большому проекту.
Уклон в сторону поиска информации

Прежде чем начать что-либо, мы собираем информацию. И опять собираем информацию. И снова, даже если она уже нам не нужна и давно пора было действовать.


Эффект рифмы

Если какое-то высказывание построено в форме строк с рифмой, то мы поверим ему сильнее, чем нерифмованному, пусть они и одинаковы по смыслу. Поэтому пословицы так долго живут в памяти, а речь хороших ораторов звучит как песня.

Закон тривиальности

Чем проще и мельче вопрос, тем больше времени уходит на его обсуждение. Когда на совещании вы обнаружите, что вот уже полчаса не можете решить, какого цвета посуду купить для корпоратива и куда повесить плакат, вспомните об этом законе и займитесь важными вещами.

Выучить все когнитивные искажения и понять, как они влияют на жизнь, вряд ли возможно. Наверное, не стоит анализировать, почему вы хотите купить именно ту шоколадку, а не другую. Но когда вам предстоит сложное решение, перечитайте этот список, чтобы понять, кто управляет вашим решением: вы или ошибки мышления. А мы расскажем о других способах самообмана.


Предыдущая статья
Следующая статья
Похожие статьи