среда, 30 августа 2017 г.

Каждый шлепок — унижение для ребенка


Многие исследователи показали, что хотя телесные наказания могут принудить ребенка к послушанию и только на короткое время, в долговременной перспективе они имеют серьезное негативное воздействие на его характер и поведение. Катастрофическое развитие, ведущее в итоге к совершению преступлений, может быть остановлено только в одном случае: если около ребенка находился хотя бы один взрослый, который его любил и понимал.

На протяжении всего своего детства такие диктаторы, как Гитлер, Сталин или Мао, не встретили сочувствующего, готового помочь свидетеля их страдания. Они рано научились отдавать должное жестокости и лицемерию, с легкостью оправдывали свои преступления, совершаемые над миллионами людей. Миллионы других людей, также подвергавшихся в детстве телесным наказаниям, без малейшего содрогания становились послушными исполнителями их воли.


Дети не должны быть «козлами отпущения», на которых взрослые вымещают болезненные опыты своего детства. Мнение, что умеренное наказание — шлепки и подзатыльники — не оказывает отрицательного воздействия, все еще широко распространено, потому что мы получили его в раннем детстве в наследство от своих родителей, как и они получили его в наследство от своих. Формирование подобного убеждения помогает ребенку уменьшить испытываемое им страдание, вытерпеть его. Всё это приводит к оцепенению чувств, отсутствию восприимчивости к страданию собственного ребенка.

Следствием такого широко распространившегося зла является то, что каждое последующее поколение испытывает на себе трагические последствия якобы безвредного педагогического «средства». Многие родители до сих пор рассуждают подобным образом: «Это не причинило вреда мне, не повредит и моему ребенку». Они никогда не поймут, что пришли к неверному выводу, потому что не подвергают сомнению исходную аксиому.

В Швеции закон, запрещавший любые виды телесных наказаний, был принят в 1978 году. При опросе общественного мнения 70% респондентов высказались против данного закона. В 1997 году эта цифра упала до 10 %. Статистика показывает, что менталитет шведского населения радикально изменился всего за двадцать лет. Деструктивная практика с тысячелетней традицией изменилась благодаря закону.

С нашей точки зрения, делом первостатейной важности является введение закона, запрещающего телесные наказания во всех странах мира. Цель данного закона — не изобличать, но ограждать детей и информировать родителей. Санкцией может стать требование, чтобы родители ознакомились с информацией о последствиях телесных наказаний, полученной современной наукой. Информация о том, что такое «порка для собственного блага ребенка», должна быть доступна всем, поскольку обучение насилию происходит на бессознательном уровне в раннем детстве, пускает глубокие корни и оставляет незаживающие раны. Оно затрагивает жизненные интересы всего человеческого сообщества.

Размышления о порке

Почему порка, затрещины, даже такие на первый взгляд невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для всего общества?

1. Они преподают ребенку урок насилия.

2. Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок — что он любим.

3. Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара.

4. В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители таким образом срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.

5. Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется только много позже.

6. Они учат ребенка принимать на веру противоречивые доказательства: «Я бью тебя для твоего собственного блага». Мозг ребенка хранит эту информацию.

7. Они разрушают восприимчивость к собственному страданию и сострадание к другим, ограничивая таким образом способность ребенка познавать себя и мир.
Какой урок и с какими последствиями может вынести ребенок из порки и битья?

Ребенок узнает:


1. Что он не заслуживает уважения.

2. Что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать, в свою очередь, других).

3. Что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать (а это опасно для иммунной системы).

4. Что насилие — проявление любви (на этой почве вырастают многие извращения).

5. Что отрицание чувств — нормальное здоровое явление (гораздо позже тело расплачивается за это ложное убеждение).

6. Что от взрослых нет защиты.

Тело человека хорошо запоминает и хранит в себе калечащие следы этого «воспитания».
Каким образом проявляется вытесненный гнев?

В детстве и подростковом возрасте:

1. Насмешками над слабыми и беззащитными.

2. Драками с одноклассниками.


3. Всяческим унижением девочек, символизирующих мать.

4. Плохим отношением к учителю.

5. Выбором телевизионных передач и видеоигр, дающих возможность заново испытать вытесненные чувства ярости и гнева, идентификацией с их героями. (Дети, которых растили в спокойной и любящей обстановке и никогда не били, меньше интересуются такими фильмами, а став взрослыми, не хотят снимать такие фильмы.)

У взрослых:

1. Выбором физических мер воздействия на ребенка как самого эффективного «воспитательного» приема. (Такой человек и другим от всей души дает совет поступать так же). На самом же деле собственное страдание вымещается на следующем поколении.

2. Отказом признать какую-либо связь между насилием, испытанным на себе в детстве, и насилием, проявляемым по отношению к собственным детям сегодня. Это способствует воспроизведению невежества в обществе.

3. Выбором профессий, связанных с применением насилия.

4. Восприимчивостью к политической демагогии, готовностью проявить насилие по отношению к найденным политиками «козлам отпущения» — представителям «нечистых» рас, социальным и религиозным меньшинствам; участием в этнических «чистках»… Это позволяет излить наружу долго копившийся гнев, не испытывая при этом чувство вины.


5. Вследствие привычного послушания перед лицом насилия, испытанного в детстве, — готовностью подчиниться любой власти, напоминающей власть родителей, — так немцы подчинялись Гитлеру, русские — Сталину, сербы — Милошевичу.

С другой стороны, некоторые взрослые отдают себе отчет в том, как вытесняется и повсеместно отрицается испытанная в детстве боль; понимают, каким образом насилие передается от родителей к детям, а вследствие этого — перестают бить детей.

К этому можно прийти, и многие уже пришли, как только поняли, что причина дурного обращения с детьми одна: вытесненная история родителей.

Новый закон, запрещающий бить детей, не приведет к немедленному изменению нравов, но очень скоро изменит менталитет всей популяции. И это может стать первым серьезным шагом на пути к изменению общества

Автор: швейцарский психотерапевт Алиса Миллер,
отрывок из книги «Драма одаренного ребенка»



Предыдущая статья
Следующая статья
Похожие статьи