понедельник, 2 апреля 2018 г.

16 элементов душевного здоровья от Нэнси Мак-Вильямс


Чтобы получить эти ориентиры, психоаналитик изучила и суммировала знания, накопленные в психологической литературе за 100 лет

Зигмунд Фрейд считал основными признаками психического здоровья способность любить и способность работать. Американский психоаналитик Нэнси Мак-Вильямс добавляет: и способность играть. В целом она называет 16 признаков душевного здоровья, но эти три критерия включают в себя большую часть остальных, пишет психолог Наталья Гвоздева.


У каждого человека могут присутствовать в разной степени эти 16 элементов психического здоровья. «Да, выработанные мною принципы ориентированы на широкую публику, но это лишь попытка объяснить людям, к чему стремятся терапевты, работая с пациентами. Чтобы получить эти ориентиры, я изучила и суммировала знания, накопленные в психологической литературе за 100 лет», – уточняет Мак-Вильямс.

Перечисленные элементы психического здоровья не являются однозначным строгим эталоном, скорее — ориентиром. Сама Нэнси на вопрос, что же все-таки является нормой, смеясь, ответила: «О-о-о, если бы я только знала!»

1. Способность любить другого таким, какой он есть.


Больше интересного - на нашем Telegram-канале

Зрелая любовь принимает другого, как несовершенную личность с недостатками и слабостями. То есть она способна видеть эти недостатки и не отворачиваться от любимого, а также не нуждается в том, чтобы вытеснять, не замечать недостатков, потому что она способна вынести несовершенство любимого. Также отношения зрелой любви включают в себя искренность и преданность.

2. Способность работать.

Это не то же самое, что способность найти работу, которая дает возможность обеспечить материальное существование, и ходить на нее. Речь идет о способности найти и выбрать дело, которому человек посвящает себя, получать удовлетворение от выполнения этой работы, опираться на смысл, который в это дело вкладывает человек и который из этого дела извлекает для себя.

3. Способность играть.


Игра необходима в развитии детенышей млекопитающих. Оказывается, одна из систем, отвечающих в мозге за мотивацию, связана с игрой. Также есть четкая связь между игрой и способностью к концентрации, сосредоточенности. Игра развивает способность к символизации и построению метафор.

Отношения игры принципиально отличаются от отношений доминирования, и в совместных играх развивается способность чувствовать другого человека, получать удовольствие, развивается воображение. Взрослым людям также необходимо продолжать играть, чтобы поддерживать эти способности.

4. Способность к безопасной привязанности.

Ребенок, растущий в отношениях безопасной привязанности, вырастает во взрослого, способного строить отношения на основе безопасной привязанности.

С возрастом сам по себе тип привязанности, на котором строит отношения человек, не изменяется. Поэтому, если в детстве он не получил опыта безопасной привязанности, он не способен в дальнейшем построить безопасные отношения. Однако это не безнадежная ситуация. Исследования показывают, что человек может обучиться безопасной привязанности в результате постоянных безопасных отношений, длящихся не менее пяти лет.

5. Способность к автономии.

Опирается на чувство собственной силы и независимости. Связано с поисковой системой в мозге. На функционирование этой системы влияет в первую очередь дофамин.

6. Постоянство самости, идентичности, интеграция, постоянство объекта.

Сюда входит и способность выносить разные состояния сознания в одно и то же время, например, амбивалентные чувства к одному человеку, одновременно гнев и любовь, раздражение и нежность. Способность описывать в целостности себя и других. Не «он чудовище» или «я отвратительный», не «он идеальный» или «я само совершенство», а во всей полноте качеств, с плюсами и минусами, сильными и слабыми сторонами.


Сюда же относится чувство связанности во времени, ощущение постоянства личности: вот я был ребенком, вот я взрослый тот же человек и т.п. И здесь же — чувство единства с телом: это часть моей личности, это я, я забочусь о нем.

7. Сила эго.

Это способность преодолевать стресс, отвечать на стресс адекватными способами. К неадекватным реакциям на стресс относятся наркотики, отыгрывание, регресс до беспомощности, ригидность, то есть какой-то единственный механизм защиты на все случаи.

Эта способность пока не слишком хорошо изучена, больше известно о том, как проявляется ее слабость. Предполагается, что если в первые шесть лет условия развития были достаточно хорошими, это служит «прививкой» от неадекватной реакции на стресс и травму в дальнейшем. Эта способность может быть разрушена сильным травматическим опытом, превосходящим пропускную способность психики. Так что, речь идет о большей или меньшей степени устойчивости, силы эго

8. Реалистичная и крепкая самооценка.

Такой человек способен видеть свои недостатки, но относится к себе в целом хорошо, он способен учится на ошибках, потому что может признавать их и не подвергать себя жестокой критике, он может требовать от себя работы по самосовершенствованию, но не требует невозможного совершенства, дружелюбен к себе.

9. Ценности, нравственный центр личности.

Важно, чтобы человек понимал этические нормы, их смысл, при этом был гибок в следовании им. В 19 веке говорили о «моральном безумии», что сейчас называют скорее антисоциальным расстройством личности. Это серьезная проблема, связанная с непониманием человеком различных этических, моральных и ценностных норм и принципов. Хотя в то же время у таких людей могут быть сохранны другие элементы из данного списка.


Больше интересного - на нашем Telegram-канале

10. Способность выносить свои эмоции, испытывать весь спектр эмоций.

Способность выносить все свои эмоции опирается на способность отделять мысль и эмоцию от автоматического действия, отличать внешнюю реальность действия от внутренней реальности. Например, если я испытываю гнев — это не равно нападению на другого.

11. Способность различать себя и другого, способность к осознаванию, инсайту.

Проверка реальности. Отражающая функция сознания. Способность взглянуть на свои безумные части. Есть огромная разница между безумным человеком и человеком, отдающим себе отчет в том, что он может обезуметь. Одним из важных показателей способности осознавать себя является чувство юмора, способность увидеть происходящее как бы со стороны

12. Чувство отдельности.

Осознание того, что ты это ты, а другой это другой. Что его мотивы могут отличаться от тех, которые ты ему приписываешь, что его действия не обязательно связаны с тобой. Когда чувства отдельности нет, есть иллюзия, что если я чувствую к кому-то определенное чувство, то это он заставляет меня чувствовать это.

Отдельность позволяет понимать, что у другого есть намерения, исходящие из его собственных контекстов. В норме ребенок около трех лет начинает понимать, что происходящее вокруг не обязательно направлено на него или связано с ним, он начинает замечать, что родители — отдельные люди и имеют между собой отношения, не связанные с ребенком.


13. Гибкость в использовании механизмов психологической защиты в соответствии с обстоятельствами.

Патология заметна, когда на все случаи и в различных ситуациях у человека срабатывает только один тип защиты.

14. Баланс между ориентированностью на себя и ориентированностью на социум.

Люди, не достигшие равновесия в этом отношении, как в ту, так и в другую сторону, имеют признаки депрессии. В одном случае это будет одиночество и экзистенциальное отчаяние, в другом – «я плохой, со мной что-то не так».

15. Способность к энтузиазму, к производству смыслов.


Без этой способности человек может быть «нормальным», но не быть живым.

16. Способность к смирению.

Способность принять то, что невозможно изменить, пережить скорбь и продолжать жизнь… Способность любить.


Предыдущая статья
Следующая статья
Похожие статьи