Thursday, April 15, 2021

Экхарт Толле: Любовь ничего не желает и ничего не боится



Представляем вашему вниманию отрывок из книги Экхарта Толле о человеческих отношениях. Возможно, вы по-новому осознаете суть взаимодействия между людьми.

Как скоры мы в том, чтобы составить отношение о человеке, придти к некому заключению в отношении него. Эгоистичному уму в удовольствие навесить ярлык на другого, наделить его умозрительной личностью, снабдить его отличительными качествами, произнести праведное и справедливое суждение о нем. Каждому человеку привит условный рефлекс — рефлекс думать и вести себя определенным образом. Он на генетическом уровне внедрен и обусловлен как культурной средой, в которой он рос, так и его детскими впечатлениями.


Это совсем не о том, кто эти люди, а о том, как они должны выглядеть. Произнося суждение в чей-то адрес, ты ошибочно принимаешь эти обусловленные умозрительные образы за тех, кем они являются. Вынесение подобных суждений уже само по себе является глубоко обусловленным и бессознательным шаблоном. Ты наделяешь их личными качествами, созданными твоим разумом, и эта ложная личность становится тюрьмой не только для этого человека, но также и для тебя.

Не позволяйте Эго управлять вашими взаимоотношениями 

Освободиться от суждений, перестать их выносить, еще не значит не замечать того, что люди делают. Это значит, что ты осознаешь их поведение просто как проявление обусловленности. Ты его видишь и принимаешь его как форму. И ты не создаешь личность этого человека, опираясь лишь на эту форму.

Поскольку твоей жизнью правит эго, то большинство твоих мыслей, эмоций и действий порождено желанием и страхом. Тогда во взаимоотношениях с другим человеком ты от него либо чего-то хочешь, либо ты его боишься.

То, чего ты хочешь от других, может быть удовольствием, материальной выгодой, признанием, похвалой или вниманием, а может быть желанием усиления чувства собственного «я» путем сравнения или утверждения того, что ты значительнее их, что ты больше имеешь или больше знаешь. То, чего ты боишься, может быть чем-то противоположным. Через это они каким-нибудь образом могут принизить твое чувство собственного «я».

Когда ты делаешь настоящий момент основным фокусом своего внимания — а не превращаешь его в средство для достижения цели — ты выходишь за пределы эго. Вместе с тем, ты делаешь шаг за пределы бессознательной обреченности использовать людей как средство для достижения цели, как средство для раздувания собственной значимости за счет других.

Когда ты отдаешь всё свое внимание человеку, с которым взаимодействуешь, ты исключаешь из этих отношений всё прошлое и будущее, которые не служат решению практических задач. Когда ты полностью присутствуешь с теми, с кем встречаешься, ты отбрасываешь их личные качества, созданные твоим разумом, — твои интерпретации по поводу того, кто они такие, и чем они занимались раньше, — и становишься способным взаимодействовать с ними без эгоистических порывов, диктуемых желаниями и страхом. Внимание, то есть бдительная готовность и спокойствие, — вот ключ.

Как здорово перешагнуть в отношениях рубеж желания и страха. Любовь ничего не желает и ничего не боится.

В ее прошлом есть твое прошлое, ее боль в твоей боли, ее уровень сознания — это твой уровень сознания, ты мыслишь и действуешь точно так же, как и она. С осознанием этого приходит прощение, сочувствие, мир.

Эго не желает этого слышать, потому что если оно больше не сможет быть реагирующим и праведным, оно потеряет свою мощь.

Если любого, кто входит в пространство настоящего Момента, ты принимаешь как благородного искателя, если ты всем позволяешь быть такими, какие они есть, то они начинают меняться.

Для того, чтобы узнать другого человека, узнать кто он есть по своей сути, тебе вряд ли понадобится знать что-либо О нем — его прошлое, его биографию, его легенду. Мы путаем знание О с тем глубинным знанием, которое недоступно разуму. Знание О и это знание — совершенно разные модальности. Одно имеет отношение к форме, другое к бесформенному. Одно действует через мышление, другое — через тишину.

Знание О полезно в практических аспектах. На этом уровне мы не можем без него обойтись. Однако если в отношениях оно является доминирующей модальностью, то это становится очень ограничивающим и даже разрушительным фактором. Мысли и концепции создают между людьми искусственный барьер и разобщенность. В этом случае у вашего взаимодействия нет корней в Сущем, а есть лишь рациональная основа. Когда концептуальных барьеров нет, то в любом человеческом взаимодействии любовь присутствует самым естественным образом.

Большая часть человеческого взаимодействия сводится к обмену словами — объектами царства мыслей. Жизненно важно, чтобы в близкие отношения вносилось хотя бы немного тишины и спокойствия.

Никакие отношения не могут пышно цвести без чувства пространства, которое приходит вместе с тишиной. Вместе в молчании проводите время на природе. Прогуливаясь, сидя в машине или находясь дома, сделайте свое безмолвное совместное пребывание спокойным и комфортным. Тишина не нуждается и не требует того, чтобы ее создавали. Просто будьте восприимчивы к той тишине, которая уже есть, ибо обычно она бывает закрыта ментальным шумом.


Если пространственной тишины не хватает, то в отношениях будет доминировать разум, и тогда она может быть легко испорчена проблемами и конфликтами. Если тишина есть, то в ней может быть что угодно.

Подлинное слушанье — это другой способ внесения тишины в отношения. Когда ты слушаешь кого-нибудь по-настоящему, тогда появляется измерение тишины и спокойствия, которое становится самой сущностной частью этих отношений. Однако навык настоящего слушанья — это редкое явление. Обычно наибольшая часть внимания людей бывает захвачена своим собственным думаньем. В лучшем случае, они могут давать твоим словам оценку или готовиться к тому, что им сказать дальше. Или, утонув в собственных мыслях, они могут вообще ничего не слушать.

Истинное слушанье идет далеко за пределы слухового восприятия. Это есть то самое возникновение живого и бдительного внимания, некоего пространства присутствия, внутри которого слова становятся воспринимаемыми. Теперь слова становятся вторичными. Они могут быть полны смысла, а могут не иметь никакого смысла. Гораздо важнее не то, что именно ты слушаешь, а само слушанье как акт, как пространство сознательного присутствия, возникающее, когда ты слушаешь. Это пространство, где ты сходишься с другим, является соединяющим полем осознанности, в котором нет разделительных барьеров, создаваемых концептуальным, умозрительным думаньем. И теперь другой человек уже больше не «другой». В этом пространстве вы соединены вместе как одна осознанность, одно сознание.

Ты переживаешь в своих близких отношениях частую и повторяющуюся драму? Относительно малозначительные разногласия частенько спускают курок, провоцируя и толкая тебя на горячие неистовые споры, и приводят в движение эмоциональную боль?

В основе таких переживаний лежат базовые эгоистические модели: потребность быть правым и, разумеется, чтобы обязательно кто-нибудь был не прав; так сказать, имеет место отождествление с некой ментальной позицией. Также здесь налицо потребность эго периодически с чем-то или с кем-то вступать в конфликт, чтобы усилить его чувство разобщенности между «мной» и «другими», без которого ему просто не выжить.

Вдобавок к этому имеется еще и аккумулированная эмоциональная боль из прошлого, которую и ты и все остальные носят у себя внутри как в виде личной боли из своего прошлого, так и в виде коллективной боли всего человечества, уходящей далеко-далеко назад, в незапамятные времена.

Это «тело боли» является энергетическим полем, имеющимся у тебя внутри, которое спорадически завладевает тобой, поскольку ему нужно испытывать еще больше боли, ибо оно питается болью и ею же подкрепляет себя. Оно будет стараться управлять твоим мышлением и делать его глубоко негативным.

Оно обожает твои негативные мысли, поскольку находится с ними в резонансе, ибо оно ими питается. Оно также будет провоцировать тебя на негативные эмоциональные реакции, направленные на близких тебе людей, особенно на партнера, чтобы подпитать следующие за ними драму и эмоциональную боль.

Как же освободить себя от этой глубоко засевшей бессознательной идентификации с болью, создающей в твоей жизни столько страданий и невзгод?

Стань осознающим ее. Пойми, что она — это не ты, и признай ее тем, чем она является: болью из прошлого. Наблюдай ее, когда она возникает в твоем партнере или в тебе. Когда твоя бессознательная идентификация с ней будет сломана, когда ты станешь способным наблюдать ее в себе, то ты ее больше не будешь чувствовать, и тогда она будет постепенно терять энергию заряда.

Взаимодействие с людьми может быть настоящим адом. Или прекрасной духовной практикой.


Когда ты смотришь на других людей и чувствуешь по отношению к ним огромную любовь или когда ты созерцаешь красоту природы, а что-то внутри тебя глубоко на нее откликается, закрой на миг глаза и ощути внутри себя саму суть этой любви, этой красоты, которая не отделена от тебя, не отделена от того, кто ты есть, не отделена от твоей истинной природы. Внешняя форма — это временное отражение того, кто ты внутри, кто ты по сути. Именно поэтому любовь и красота никогда не покинут тебя, даже когда исчезнут все внешние формы.

Каково твое отношение к миру предметов, к бесконечным вещам, которые тебя окружают и которые ты ежедневно берешь в свои руки? Стул, на котором сидишь, ручка, автомобиль, чашка? Являются ли они для тебя только средствами достижения цели, или ты лишь по случаю сознаешь их наличие, признаешь их существование, неважно сколь кратковременно, просто замечая их и отдавая им свое внимание?

Если ты привязался к вещам, если ты используешь их с целью повысить самооценку и достоинство в собственных глазах, а также в глазах других, то беспокойство о вещах легко может стать основной заботой всей твоей жизни и завладеть ею без остатка. Если ты отождествляешь себя с вещами, то совершенно не принимаешь во внимание, для чего они на самом деле созданы, потому что ищешь в них себя.

Когда ты понимаешь, для чего сделан тот или иной предмет, когда ты ценишь его именно за это, когда ты признаешь факт его существования вне ментальной проекции, то ты не можешь не чувствовать глубочайшей благодарности по поводу того, что он существует. Ты также можешь чувствовать, что он даже как бы не совсем неодушевленный, и что таким он кажется только для органов чувств. Физики подтвердят тебе, что на самом деле, на молекулярном уровне он представляет собой пульсирующее поле энергии.

Через безличное понимание этого царства вещей весь окружающий мир оживает, и пути этого оживания таковы, что ты своим умом даже не можешь начать это постигать.

Когда ты с кем-то сталкиваешься, не имеет значения, сколь мимолетно, признаешь ли ты их существование, даря им всё свое внимание? Или просто низводишь их до уровня средств для достижения собственной цели, до уровня выполнения какой-либо функции или роли?

Каково качество твоего отношения к кассиру в супермаркете, сторожу автостоянки, ремонтнику, «клиенту»?

Миг внимания — и этого достаточно. Когда ты смотришь на кого-то или слушаешь, тогда воцаряется бдительная тишина — может быть, на две-три секунды, может, чуть больше. Этого достаточно, чтобы появилось что-то гораздо более реальное, нежели роли, которые мы играем, и отождествление с чем-либо. Любая роль — это часть обусловленного сознания, которое у человека в разуме. То, что рождается из акта внимания, — безусловно — это кто ты есть по своей сути, за пределами имени и формы. Ты уже не действуешь по сценарию; ты становишься настоящим. Когда это измерение возникает у тебя внутри, то оно зажигает такое же измерение и в другом.

В конечном счете, никаких других, разумеется, нет. Ты всегда встречаешься с собой.

Экхарт Толле, Из книги "О чем говорит тишина"

Предыдущая статья
Следующая статья
Похожие статьи