Каждый день я встречаюсь с людьми разного возраста. И, признаюсь, пришел к твердому убеждению, что довольно часто цифре в паспорте соответствуют только их тела и наличие-отсутствие седых волос.
А вот что касается их эмоционального возраста — совсем другое дело. Складывается впечатление, что они прочно застряли в том периоде жизни, когда были детьми, и они до сих пор ожидают получить ту любовь, которой были лишены тогда.
Самое печальное, что они так и останутся внутренне в прошлом, пока не осознают, что есть только один человек на свете, который ответственен за их счастье, — они сами. Им стоит научиться любить себя, прежде чем их полюбит кто-то другой.
У каждого возраста — свои потребности. А это означает, что любовь и внимание, которые мы ожидаем получить от родителей, должны приобретать новые формы в зависимости от периода. Проще говоря, в каждом возрасте свои нужды.
Доверие рождается тогда, когда ребенок еще совсем маленький, и для него любовь проявляется в том, что мать всегда рядом и откликается на все его потребности. Если же мать не делает этого, ребенок понимает, что на нее нельзя положиться. «Это значит, что она отвергает меня», — решает малыш на подсознательном уровне. Он начинает беспокоиться и все время боится, не чувствуя себя в безопасности.
Когда такие «недолюбленные» дети вырастают, им очень сложно дается коммуникация с другими людьми. Пребывая в отношениях, они постоянно экзаменуют и проверяют своих партнеров. Причина ясна: им сложно, а подчас и вовсе не возможно доверять тому, кто рядом.
Также у них возникают проблемы в интимных отношениях: они чувствуют себя очень уязвимыми и беспомощными. Естественно, при таких условиях открыто говорить о своих желаниях и потребностях для них — просто невыполнимая задача.
В возрасте 2-3 лет, ребенок учится контролировать себя и стремится к независимости. И если в такой ответственный момент родители препятствуют развитию этих навыков, он вырастает очень стеснительным.
Более того, если родители склонны к гиперопеке, это не дает возможности ребенку реализовать свои потребности. Он начинает сомневаться в себе и своих способностях. А также в том, что он вообще в состоянии контролировать то, что происходит вокруг него в мире.
Когда такой малыш становится взрослым, он чувствует себя неуверенным, ему постоянно кажется, что другие люди не одобряют его.
Подобные детские травмы — очень опасны. Впоследствии у человека может развиться ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство) и различные фобии и параноидальные расстройства.
Вот такой высокой может быть цена за травму, перенесенную в детстве…
Любить деток от 3 до 6 лет — означает поддерживать и вдохновлять их действовать самостоятельно, принимать решения и ответственность за них. Это означает — хвалить за проявленную инициативу, поощрять креативность и любопытство.
Если же родители не позволяют своим детям действовать самостоятельно, что для малышей просто необходимо, если наказывают их за проявление независимости, то такие дети постоянно чувствуют себя виноватыми — по поводу и без.
Даже став взрослыми, они все равно остаются «большими детьми», которые не способны принять самостоятельно решение или сфокусироваться на своих целях. Поставить перед собой реалистичную цель и достигнуть ее — кажется им чем-то неосуществимым.
Чувство вины просто преследует их и не отпускает. А отсюда — целый ряд проблем, например, холодность, импотенция, фригидность. Нередко именно из таких детей вырастают психопаты.
Чувство собственной значимости формируется у детей в школьные годы. И если родители сомневаются и не уверены в способностях своих детей, сравнивая их со сверстниками, у тех исчезает желание учиться и добиваться новых вершин.
Чувство собственной значимости формируется у детей в школьные годы. И если родители сомневаются и не уверены в способностях своих детей, сравнивая их со сверстниками, у тех исчезает желание учиться и добиваться новых вершин.
Нередко при этом отец и мать насаживают ребенку чувство второсортности, что в будущем помешает ему полноценно работать и жить. Такой человек не будет ощущать себя в безопасности, всегда будет чувствовать себя рабом, а не властелином.
Как же помочь себе, если вы узнали в описаниях свою детскую травму?
Прежде всего — протянуть руку помощи ребенку, который живет у вас внутри, чтобы помочь ему вырасти.
Прежде всего — протянуть руку помощи ребенку, который живет у вас внутри, чтобы помочь ему вырасти.
Для этого найдите свои детские фото, выберите самое подходящее, на ваш взгляд. Или закройте глаза и представьте себя ребенком.
Начните с вопросов:
- Сколько лет этому ребенку?
- Как он или она выглядит?
- Что этот ребенок думает?
- Кто для него самый близкий и родной?
- На кого он или она хотели бы быть похожими?
- Что с этим ребенком происходит? Что его беспокоит?
Поговорите с этим ребенком. После чего положите перед собой листок бумаги, два карандаша разных цветов. Возьмите один из карандашей в правую руку, а другой — в левую. Правой рукой вы будете писать от имени взрослого человека, которым вы являетесь, а левой — от имени ребенка, который все еще живет в вас.
Если вы левша, то распределите роли наоборот.
Вы и ребенок внутри вас остаетесь наедине. Кто же из вас начнет первым? И когда начать этот важный для вас разговор? Ведь вы можете получить самые неожиданные ответы…
Теперь пришло время подружиться с этим ребенком. Вы можете разговаривать с ним хоть каждый день или время от времени. Ориентируйтесь по внутренней потребности.
Главное — помнить о нем и помочь ему вырасти.
Перевод статьи — We Stay Stuck At The Emotional Age When We Needed Love The Most, But We Didn’t Get It