Есть такая общая и вечная для всех беда — трудность в совершении выбора и сопровождающие его сомнения. В простых ситуациях, где цена ошибки невелика, мы легко справляемся с задачей — в конце концов, не так много теряем в случае, если что-то пойдет не так. Но как только цена вопроса возрастает — в материальном и/или психологическом смысле — так сразу же мы проваливаемся в дремучие сомнения.
Мы размышляем, советуемся с Интернетом и всеми, кого вообще можем привлечь к решению проблемы, — мы пытаемся понять, какой выбор в нашей ситуации будет правильным… забывая о том, что «правильность» — категория относительная.
По сути, мы до чертиков боимся совершить ошибку. И не потому, что потеряем деньги, время или еще какие-то материальные значимости. Нам важно что, совершенная ошибка характеризует нас определенным образом, и вот эта самая характеристика нам очень не по душе. Никто не хочет оказаться тем самым «лохом», который совершил такую глупую и наивную ошибку на ровном месте. Признать себе в своей некомпетентности — это всегда болезненно, особенно, если дело касается какой-то такой сферы, в которой мне бы очень хотелось выглядеть непогрешимо.
И вот этот вот страх развенчания собственного радужного образа заставляет нас погружаться в сомнения. Мы ищем такой вариант решения, при котором наш чудесный образ не пострадает, а в идеале — расцветет новыми красками. Часто можно себя поймать на таком фокусе, что решаем мы вроде бы СВОЮ проблему, но правильность выбора оцениваем, глядя на себя чужими глазами, — мы больше сосредоточены на том, что сочтут «правильным» другие, а не то, что будет «правильным» для нас самих. А в итоге мы выбираем то действие, которое удовлетворит кого угодно, кроме самого важного для нас человека на всей Земле.
И это еще не худший вариант. Поступить или совершить выбор в соответствии с ожиданиями окружающих не больно-то здорово, но еще хуже — отказаться совершать выбор в принципе. Можно поступить по-своему, можно поступить в соответствии с ожиданиями, а можно не поступать никак и просто сбежать из ситуации — отказаться совершать выбор или же выбор совершить формально, но при этом ответственность на себя не брать (вместо этого — заранее назначить виновных, которые потом будут расплачиваться за «неправильный» совет).
Ко всем этим проблемам приводят именно сомнения. В худшей форме они заставляют нас отказаться от выбора вообще, в более легкой — отказаться от СВОЕГО выбора в пользу чужих ожиданий, а в самой легкой форме — совершить выбор по своему разумению, но все-таки остаться в тревожном состоянии, заранее выискивая себе лазейку, чтобы избежать ответственности и оправдаться за принятое решение.
Обратите внимание на это слово — «оправдаться». Именно этим занята наша голова, когда мы «думаем» над тем, как нам поступить. Нам кажется, что изо всех сил мы стараемся трезво размышлять над своей ситуацией и ищем правильное решение, но если посмотреть внимательнее, то оказывается, что основной вектор рассуждений ведет в совершенно ином направлении. Мы ищем не правильное и трезвое решение, а — «оправданное». То есть нас не волнует правильность решения, как таковая, нас интересует, как «оправдать» свое желание поступить каким-то определенным образом. Наш внутренний диалог по поводу спорной ситуации занят поиском самооправдания, и ничем больше.
Да-да, в большинстве случаев, мы, в общем-то, отдаем себе отчет в том, чего хотим на самом деле. Но это не избавляет нас от сомнений, ведь следовать своим желаниям нас отучили в самом детстве. Гораздо важнее — поступать «правильно», чтобы сохранить благопристойный вид в чужих глазах и не быть изгнанным из общей песочницы.
Так вот. Мы размышляем над «правильным решением» и иногда — О чудо! — нам удается прийти в то счастливое состояние, когда нам отчетливо кажется, что правильный вариант найден. В этот момент, сердце начинает колотиться (или наоборот наступает успокоение — когда как) и руки уже чешутся приступить к выполнению задуманного — ведь теперь мы знаем, что поступаем правильно, а, значит, мы — хорошие, мы молодцы и, даже если мы потерпим неудачу, выбор-то мы совершили правильный, а, стало быть, ничего, кроме материальных потерь, нам не грозит! Знакомое состояние? Приятное?
Вот к этому состоянию мы и стремимся прийти, когда погружаемся в свои думы-сомнения. Если нам это удается, мы тут же совершаем действие, если нет — мы с большой вероятностью отложим вопрос до лучших времен или закроем глаза и совершим безответственный выбор наобум. И всем нам очень бы хотелось жить безо всех этих сомнений — знать или иметь возможность выяснить, как поступить правильно в каждой конкретной ситуации.
А теперь — обещанный фокус! Мы уже как-то разбирали тему правильного-неправильного и пришли к выводу, что это категории относительные, и, что один и тот же выбор может оказаться правильным, с одной точки зрения, и категорически неправильным — с другой. То есть, проще говоря, правильных выборов не бывает вообще никогда. Тогда, как же получается так, что в отдельных ситуациях мы совершенно уверены, что нашли правильное решение?
Это, как вечные поиски вечного двигателя — есть масса весьма занимательных идей, которые кажутся потенциально успешными ровно до тех пор, пока идея не будет воплощена в действующей модели, и практика наглядно покажет, что модель не действует из-за какой-то неучтенной мелочи. А идея-то казалась гениальной! Так и с ситуацией выбора — если мы умудрились достичь уверенности, что правильный выбор найден, значит, мы себя ловко одурачили!
«Правильного» выбора быть не может, а значит и не может быть и внутреннего успокоения относительно правильности своего выбора.
Всем нам хочется достичь того состояния, когда не будет сомнений, но если нам это удается, значит мы обвели себя вокруг пальца — вместо правильного выбора мы нашли эффективное оправдание своему выбору. Мы нашли такую логическую последовательность, с помощью которой мы сможем обосновать свой выбор в глазах тех людей, чье мнение о нем нам важно. Мусоля свои сомнения, мы выдумываем такую ложь, которая бы в достаточной мере сошла за правду. И часто нам это удается, поэтому мы продолжаем это делать снова и снова.
Итак. Отсутствие сомнений в ситуации выбора — это не нормально. Сомнения обязаны быть, а если их нет, значит, в силу вступил какой-то качественный самообман. Но, как тогда быть с красивыми идеями вроде той, что воин никогда не сомневается в принятых решениях?
Противоречия тут нет. Тонкость в том, что существуют два типа сомнений: сомнение в «правильности» того или иного выбора, которое неразрешимо по своей сути, а, значит, не может быть удовлетворено, и, второе — сомнение в совершенном выборе. Улавливаете?
В ситуации неопределенности, когда мы точно знаем, что «правильного» выбора не существует, мы, тем не менее, вынуждены принимать решения и действовать, не имея никаких гарантий того, что выбранный путь приведет к желаемому результату. Выбор приходится совершать в любом случае, и вот здесь, когда решение принято, нет больше места никаким сомнениям.
Да, это всегда шаг в одну из неизвестностей, но мы должны выбрать что-то одно, и с этого момента другие пути перестают для нас существовать — мы берем на себя ответственность реализовать именно ЭТОТ выбор и сомневаться над ним нам больше некогда. Сомнения о «правильности» выбранного пути при этом должны остаться, но отойти на задний план, как нечто не имеющее особого значения… как назойливый писк комара над ухом.
В общем, если у вас нет сомнений, значит, вы в очередной раз себя обманули. Если же вы все еще отдаете себе отчет в том, что сомневаетесь в правильности своего выбора, значит, не все еще потеряно… только окажите себе услугу — перестаньте пытаться от этих сомнений избавиться. Оставьте свои сомнения в покое, пусть пищат — ложки-то нет!