В последнее десятилетие неврозы стали встречаться чаще, их симптомы
изменились. Об этом важно знать, поскольку «новые неврозы человечества»
ведут к тому, что мы отказываемся от долгосрочных планов и целей, становимся
уязвимыми и легко управляемыми. О коллективных неврозах нашего времени
рассказывает один из самых выдающихся психиатров современности Виктор
Франкл.
Психиатр уверен, что причина «неврозов человечества» коренится в страхе
свободы, ответственности и в бегстве от них, а скука и апатия вперемешку с
постоянной гонкой, преследующие наше поколение, — это проявления
экзистенциального вакуума, в котором оказывается современный человек.
4 главных невроза человечества
Виктор Франкл в своих книгах и лекциях рассказал о четырех чертах характера
современного человека, которые можно назвать неврозоподобными, или «сходными
с неврозами». По его наблюдениям, коллективные неврозы нашего времени
характеризуются четырьмя главными симптомами:
Эфемерное отношение к жизни. Это отношение характеризуется
поговоркой: «После меня хоть трава не расти». Мы настолько не уверены в
завтрашнем дне, что отказываемся от долгосрочного планирования, от
постановки определенной цели. Современный человек живет мимолетно, он не
осознает истинность слов, сказанных Бисмарком: «В жизни мы относимся ко
многому, как к визиту к дантисту; мы всегда верим, что нечто настоящее еще
только должно произойти, тем временем оно уже происходит».
Фаталистское отношение к жизни. Вот что пишет по поводу этого
симптома Франкл: «Эфемерный человек говорит: «Нет смысла строить планы на
жизнь, поскольку однажды атомная бомба все равно взорвется». Фаталист
говорит: «Строить планы даже невозможно». Он рассматривает себя как игрушку
внешних обстоятельств или внутренних условий и поэтому позволяет управлять
собой. Он не управляет сам, а лишь выбирает вину за то или иное в
соответствии с учениями современного нигилизма. Нигилизм держит перед ним
кривое зеркало, искажающее изображения, в результате чего он представляет
себя или психическим механизмом, или просто продуктом экономической
системы».
Конформизм, или коллективное мышление. Этот симптом проявляет себя
так: человек в повседневной жизни хочет быть как можно менее заметным,
предпочитает растворяться в толпе. Человек подавляет свою оригинальность в
угоду толпе.
Фанатизм. Конформист отрицает свою собственную личность, а невротик,
страдающий от четвертого симптома — фанатизма, отрицает личность в других.
Никто не должен превосходить его. Он не хочет слушать никого, кроме самого
себя. На самом деле у него нет собственного мнения, он просто выражает
расхожую точку зрения, которую присваивает себе.
Виктор Франкл считает, что первые два симптома — эфемерная позиция и
фатализм, наиболее распространены в западном мире, в то время как два
последних симптома — конформизм и фанатизм — доминируют в странах Востока.
Вы можете протестировать себя на наличие этих симптомов. Нужно ответить на
следующие четыре вопроса:
-
Считаете ли вы, что стоит предпринимать какие-либо действия, если мы все, возможно, однажды погибнем от атомной бомбы? Ответ «да» проявляет эфемерное отношение к жизни.
-
Считаете ли вы, что человек является продуктом и игрушкой внешних и внутренних сил? Ответ «да» проявляет фатализм.
-
Считаете ли вы, что лучше всего не привлекать к себе внимания? Ответ «да» вскрывает тенденции к конформизму.
-
Считаете ли вы, что кто-либо, убежденный в своих лучших намерениях в отношении своих друзей, имеет право использовать любые средства, которые считает нужными для достижения своей цели? Ответ «да» проявляет фанатизм.
Современному человеку угрожает утверждение, что его жизнь бессмысленна.
Виктор Франкл называет это экзистенциальным вакуумом. Не менее выдающийся
психолог Эрик Берн в своей знаменитой книге «Игры, которые играют в люди»
дает описание механизма экзистенциального вакуума в «игре» под названием
«Должник». Родители одолжили сыну деньги на покупку жилья, когда он женился.
Он работал и отдавал деньги. В этом была задача его жизни. А когда он отдал,
то стало непонятно, как и зачем жить дальше.
Если человек идет по пути потребления, ставя себе цели добиться
материального благополучия, то рано или поздно этого будет недостаточно,
чтобы чувствовать удовлетворение от жизни. По мнению Виктора Франкла, жизнь
может стать осмысленной только через работу или через любовь. Первый путь –
это путь совершения поступков или создания творений. Второй путь – путь
переживания чего-либо, или переживания по поводу кого-либо. «Что-либо»
относится к природе, культуре, а «кто-либо» - это другой человек, которого
мы любим. Если же человек нацелен только на решение материальных задач, рано
или поздно он придет к экзистенциальному вакууму.
Как этот вакуум проявляется? В состоянии скуки и апатии, или же в
бесконечном стремлении чем-то себя занять, в постоянной гонке. Виктор Франкл
писал: «Чем менее способен человек определить цель своей жизни, тем более он
ускоряет ее темп».