О чем молчат популярные ведущие семинаров по поиску «призвания»?
Выпускники таких семинаров, как правило, не получают квалификацию и не обучаются оказывать реальную помощь людям. А под «призванием» понимается занятие тем, что «давно хотел», то есть психотерапевтическое творчество, уход от реальности.
Тренеры по поиску призвания не учат получать фундаментальные знания, а дают набор популярных методик, с которыми человек может существовать лишь в заданной системе конкретного гуру, но не может встроиться в реальную специальность.
Гуру играют на ваших слабых сторонах: лени (повышают «мотивацию», а не учат дисциплине), гордыне (убеждают, что вы «все можете», вместо анализа ваших реальных навыков). Женщина, «подсившая» на тренинге по нахождению призвания, получает зависимость от гуру, эйфорию, отдых в приятной компании. Но найдет ли она там себя?
Однажды я была на тренинге для мам по созданию «своего дела». От участниц требовали создать личный сайт и написать свое «уникальное торговое предложение». Но тренер не учла, что у тех, кто только вошел в свою область деятельности, не может быть «уникального торгового предложения». И некоторые женщины буквально «выгорели» за время тренинга, пытаясь прыгнуть выше головы.
Что-то получилось лишь у тех, кто был на стадии эксперта в своей области деятельности, потому что им действительно было, что предложить. Нельзя создать уникальное торговое предложение за два месяца тренинга, это дело долгих лет, как и наработка репутации.
Ведущая тренинга — моя хорошая знакомая, которую я очень уважаю, да и тренинг был пробный, бесплатный. Ведущая пробовала свои силы. И мы тоже. Но популярные статьи о поиске призвания, почтовые рассылки и даже целые бестселлеры стремятся продать нам красивую идею о том, что можно заниматься любимым делом и получать за это деньги.
На самом же деле люди за наше «любимое дело» платить не готовы. Давайте попробуем разобраться, почему.
Ловушка 1.
Попытка перепрыгнуть стадию «профессионала»: убеждение, что из «новичка» можно стать сразу «экспертом» или даже «звездой», обладающей уникальными знаниями
От своего первого учителя журналистики я, еще будучи студенткой, узнала о трех о базовых стадиях профессионального роста, попытка перепрыгнуть которые ведет к печальным последствиям. И эта классификация применима к любой области, не только к журналистике.
Три эти стадии после «новичка»: профессионал, эксперт и звезда.
Профессионал.
Его характеризует стабильное качество, которое он может гарантировать начальнику, клиенту, заказчику даже в стрессовой ситуации. Он имеет стабильный заработок. Путь от новичка до профессионала может длиться от 5 до 10 лет в зависимости от специальности.
Важное качество профессионала — наличие базовых знаний по специальности, безукоризненное знание системы, в которой ты функционируешь. Без знания системы ты либо будешь «изобретать велосипед» (выдавать за оригинальные давно существующие методы), либо не сможешь решать нестандартные проблемы.
Например, маму «натаскали» на какую-нибудь звездную методику преподавания. И она стала тьютором по этой методике, прослушав несколько семинаров. Является ли эта мама педагогом? Она может жонглировать понятиями, значение которых она сама понимает с трудом.
Например, рассказывать, что детей по Жохову учат считать с помощью правого полушария мозга. Сможет ли она объяснить, как именно функционирует в это время мозг? Вряд ли. Считать она научит, но с нестандартной ситуацией вряд ли справится. И без системных знаний по общей педагогике и физиологии она далеко в преподавании не пойдет.
Она «перепрыгнула» стадию профессионала, претендуя на экспертные знания. Но без своего «гуру» (основателя методики) она существовать как педагог вряд ли сможет.
Любая методика, будь то грудное вскармливание, диетическое питание или психологические приемы, должна ложиться на системные знания в той области, для которой она создана. Иначе шаг вправо, шаг влево — и ты причинишь вред, совершишь ошибку.
Например я, как мама детей с пищевой непереносимостью, однажды последовала совету консультанта прекратить сидеть на гипоаллергенной диете для кормящей мамы, ибо ВОЗ объявила, что маме можно все.
Такой совет нанес нам вред, ибо в нашей ситуации (неспособность ребенка с диагностированной ферментной недостаточностью усвоить белок коровьего молока, яйца, рыбы и т.д.) этого делать было нельзя. Не обладая системными знаниями в области физиологии пищеварения, консультант по ГВ не смогла справиться с нестандартной ситуацией и восприняла ее как «ересь», оспаривая науку.
Если вы очарованы какой-либо чудесной методикой преподавания, общения, питания, стиля жизни — ваше очарование может быть вызвано обещаниями авторов достичь такого результата, который невозможен. Критически оценить методику и проверить ее может только человек, обладающий системными знаниями в данной области.
Очарованы? Вперед — садимся за базовые учебники. И если автор с ними расходится — это повод задуматься: приведет ли восхищающая вас методика к росту вашего профессионализма, к действительному освоению новой специальности, или это попытка затащить вас, обладателя некритического мышления, в сектоподобное сообщество.
Вторая ступенька — эксперт.
Им невозможно стать, минуя стадию профессионала. Эксперта характеризует наличие собственных наработок, оригинальных идей и, главное, наличие фундамента в виде ресурсов и профессиональных связей, чтобы была возможность эти наработки реализовать. Также эксперта характеризует способность решить нестандартную ситуацию.
Успехи эксперта замечает профессиональное сообщество. Только на стадии эксперта можно качественно проводить семинары и обучать других. Сигналом можно считать момент, когда к вам начнут обращаться за помощью и советом другие участники рынка вашей специализации — не раньше.
Но на волне популярности вебинаров многие мамы начинают пробовать свои силы в обучении других слишком рано. Они превращаются в «кладези полезных советов» и транслируют свой опыт грудного вскармливания, тайм-менеджмента, отношений с мужьями и детьми.
Однако, не имея системных знаний, они не могут решить проблемы других и заработать на этом какие-либо деньги, потому что все, что они имеют, — лишь свой, пусть и богатый, опыт. Очень лестно для самолюбия, что ты даешь советы не на детской площадке, а через канал на Youtube, но, к сожалению, кроме дивидендов самолюбию, такая деятельность ничего не даст, если мама не будет вкладываться в изучении научной базы, подкрепляющей ее собственный опыт.
И еще очень важная характеристика эксперта: он знает меру своей компетенции. Эксперт по педагогике никогда не напишет вам в рассылке, что знает чудесный способ, как сделать, чтобы ваши дети никогда не впадали в истерику.
А если вы подписаны на рассылку «супермамы», которая учит и тайм-менеджменту, и психологии, и педагогике, и слингоношению, и обещает, что ваши дети никогда не будут болеть и ссориться, — скорее всего, вы столкнулись с профессионалом в самопиаре, который умеет себя подать. Но вряд ли будет профессионалом во всех вышеназванных областях.
Часто можно столкнуться с псевдоэкспертом, который транслирует миф о некой системе знаний, которая решит ваши проблемы во всех областях жизни: и наладит отношения с близкими, и поможет вам найти себя. Обычно авторы таких систем объединяют коучинг с эзотерикой и хорошо играют на эмоциях. Они сделают вас носителями «тайных знаний», но на деле вы получите зависимость от гуру.
Вы будете испытывать эйфорию от прослушивания его лекций, чтения его книг, посещения его семинаров. Вы будете реализовывать свою потребность в движении за лидером, и вам перепадет немножко его репутации — но ничего не прибавится в плане профессионализма и собственного авторитета. Вы будете целиком зависеть от своего «донора», и как только его дело лопнет — лопнет и ваше.
И, наконец, третья стадия — звезда.
Звезда делает, что хочет, и получает за это деньги. Переход на эту стадию возможен не раньше, чем через 15-20 лет от начала профессионального пути по данной специальности. К примеру, я могу писать статьи на любимые темы сколько угодно. Но я не являюсь «звездой», любой текст которой прочтут ради имени. В отличие, скажем, от Людмилы Петрановской. Поэтому далеко не каждую статью мне удастся продать. И гарантировать стабильный заработок написанием «отсебятины» (того, что хочется мне) я не могу. И для заработка мне приходится писать и на нелюбимые темы, если они нужны заказчику.
На какой ступени я нахожусь?
Могу ли я выполнить условия заказчика точно в срок? Тогда я — профессионал.
Могу я предложить нестандартное решение заказчику, выполнить нестандартный заказ, который не смогли одолеть другие? Могу ли я научить других писать тексты и играть их элементами? Получаю ли я такие предложения? Да, тогда я эксперт.
Но пока я не могу позволить себе делать то, что я хочу. Но я знаю, что это нормально. И что если я хочу это изменить — надо вкладываться в свои навыки. А вовсе не в пиар. И тем более не бросать профессию с надеждой, что где-то сразу можно делать то, что хочешь.
А теперь представьте себе, скажем, журналиста, которому приходится писать на темы, которые ему не нравятся. Это — нормальная стадия профессионального роста.
Но человек изо всех щелей интернета слышит, что делать то, что тебе не нравится, — это неправильно. И он уходит в другую профессию. Не зная, что там тоже сначала придется делать то, что тебе не нравится.
Лечить не кого хочешь, а кого дадут. Учить не кого хочешь, а кого дадут. И даже вязать кофточку не цвета фуксия, а серенькую, потому что заказали серенькую. Фуксия может быть твоим любимым цветом, но если ты не звезда «Ярмарки мастеров», ты ее не продашь.
Если вы застряли на первой ступени в своей специальности — у вас нет шанса прыгнуть на третью в другой. Более того, в любой другой вы даже на первую не взобрались. Не ловитесь на рекламу, будто тренером, инструктором, коучем или консультантом можно стать за 2 месяца. Реальной профессии вы не получите. Вы попадете в пузырь, летающий на пиаре основателя за деньги таких, как вы. Он заработает, а вы — лишь пока пузырь получает приток новых «тренеров».
Ловушка 2.
Ошибочно негативная оценка своей существующей специальности
Еще одно условие профессионального роста: он неравномерный. Переходя на каждую следующую ступень, мы неизбежно откатываемся на некоторое время назад. Это происходит, когда требования специальности повышаются, а навыков еще не хватает.
Это очень обидная стадия, именно на ней люди чаще всего выгорают и уходят из профессии. В том числе в декрет, «устав» от работы. Потом, вспоминая свои неуспехи, они ошибочно думают, что то, чем они занимались, было «не их».
На самом деле, они просто не смогли или не успели преодолеть эту стадию «капусты»(когда рассаду капусты высаживают на новую почву, она поникшая).
А есть еще стадия «плато» — когда вы не растете, а застреваете на одном месте. И вам кажется, что ваши усилия напрасны. Оказывается, это тоже бывает на любой работе и в любой специальности.
Сейчас я продолжаю заниматься журналистикой, которая косвенно связана с педагогикой и психологией. Получилось, что я нашла себя внутри своей же специальности, продолжая одновременно немножко продвигаться в изучении других. Я не знала свою специальность, ее возможности, а чтобы найти в ней себя, требовалось… еще больше учиться и изучать систему, в которой я функционирую.
На стадии новичка вообще живется плохо. Чтобы понять, ваше это или нет — перейдите в стадию профи, а лучше — эксперта. Только после этого можно безопасно менять специальность, потому что приобретенные знания будут уже настолько широки, что станут легким фундаментом для движения вбок.
Представьте, что вы гусеница и сидите на надломанной лысой ветке, где нет еды и перспектив. Эта ветка, понятное дело, вас не устраивает: небезопасна. Гусеница принимает кажущееся ей вполне рациональным решение: переползти на другое дерево. Но переползание на другое дерево будет отнимать у нее огромное количество времени и ресурсов.
Так, «переползание» в другую профессию занимает годы. Перед гусеницей встает ошибочная и очень грустная альтернатива: либо переползаешь на другое дерево с потерей времени и ресурсов, либо остаешься на скудной пище без удовольствия, но стабильно.
Почему эта альтернатива ошибочная? Потому что есть третий вариант: переползти на другую ветку того же дерева, которая будет устраивать. Но так как гусеница в силу недостатка знания не видит всего дерева (систему), она не способна принять правильное решение и теряет время.
Что в данном случае значит «другая ветка»? Другая область вашей же специальности!Вам не может не подходить «журналистика» в целом, «юриспруденция» в целом, «бухгалтерия» в целом.
Если у вас что-то в этой специальности получалось — попытайтесь найти в этой специальности себя, просто на другой «веточке». Для этого нужно провести анализ системы, в которой вы функционируете. Изучить ее ответвления, связать ее с той областью, куда вам хотелось бы пойти. А также провести анализ навыков, которые вы имеете. Если они недостаточны для того, чтобы качественно выполнять даже базовые требования специальности — о переходе на другую ветку вообще рано говорить. Зато вы теперь знаете, куда двигаться!
Ловушка 3.
Призвание — это то, «к чему лежит душа»
«Душа», как правило, «лежит» к тому, что легче дается и приносит удовольствие, где вложения невелики. Потому что слова «душа» или «сердце» народное сознание часто путает со словом «хотелки».
Многие пишут рассказы и стихи, раньше говорили «в стол», теперь говорят «в блог», смутно надеясь, что когда-то общество признает их гениальность. На самом деле, большинство из таких занятий — лишь «психотерапевтическое творчество» — творчество, от которого у вас лично снимается напряжение.
Такое творчество, как правило, не способно решить проблемы людей, стать голосом поколения, да и не претендует на это. Психотерапевтическое творчество никогда не будет признано широким кругом почитателей, если не обучаться этому профессионально. Да и не всем это нужно. То, что пишется «в стол», как правило, туда и должно писаться. Это писание «в стол» дает вам силы быть хорошим специалистом в другой области.
А что такое «другая область»? Это там, где трудно. Это там, где нужно много работать над собой и учиться.
Например, быть преподавателем — это очень сложно. И как только возникают проблемы (скажем, с тем, чтобы удержать внимание публики) — человек просто решает, что это «не его», перестает вкладываться в квалификацию и уходит вот в это «психотерапевтическое творчество», потому что это дается ему легко, возникает ложная иллюзия, что здесь не нужно учиться и достаточно одного таланта.
Человек в итоге тратит избыточное количество времени на творчество, которое никогда не будет признано, чтобы снять «напряжение» от основной работы, и остается посредственным преподавателем. Хотя мог бы достичь больших успехов, реши проблемы с удержанием внимания публики, овладев ораторским мастерством. Быть преподавателем — его настоящее призвание, но человек этого может никогда и не понять.
Так что разделяйте «психотерапевтическое творчество» и настоящее призвание, где вы приносите пользу людям. Не всегда следует идти за тем, «куда душа лежит». Иногда стоит вкладываться в то, что дается сложно. Вы дадите 100 очков вперед тем, кто вкладываться не стал.
Так что стремление получить удовольствие от деятельности — не всегда правильное стремление. На поиск призвания должна побуждать боль за человечество, тогда вы действительно сможете стать если не великим человеком, то профессионалом в своей области. И это поистине христианское призвание.
Я ненавижу писать репортажи и брать интервью. Это очень сложно. И больно. И недоброжелателей много. Я каждый раз хочу уйти валять бусики из шерсти. Но так случается, что, сталкиваясь с проблемой, я не могу не написать про нее. Если с кого-то дерут деньги за сомнительную услугу — я пытаюсь делать расследование. Это сложно и больно. Но каждый раз меня за это благодарят.
Только спустя семь лет в профессии я поняла: призвание — это не то, где «хочется» и где «легко».
Призвание — это там, где можешь решить чьи-то проблемы. Найти решение хотя бы своих и поделиться им.
Например, сейчас оба моих ребенка страдают от пищевой непереносимости. Изучая тему, я поняла, что пока наука не предлагает адекватного способа лечения этой болячки, а семья с таким ребенком оказывается фактически отрезанной от социальной жизни (невозможно отдать ребенка в садик, невозможно пойти на детский праздник…).
Я не удержалась и стала готовить интервью на эту тему. Хотя думала, что ушла из журналистики в домохозяйство. Но… не отпускает! Мне хотелось бы найти ответы на интересующие меня вопросы, и я думаю, что этим помогу не только себе.
Мне кажется, что призвание — это то, где точка вашей боли и боли других людей встречается и разрешается вами.
Призвание — это не где хочется, а где болит! Иногда идти к нему надо, пробиваясь через годы трудов и препятствий. Вам сложно? Вы устали? Вы на правильном пути!
Автор: Алеся Лонская